Wall Street Journal: золотые годы российской пивной индустрии подошли к концу

Однажды главные пивовары мира сделали ставку на пристрастие россиян к алкоголю, вложив миллионы долларов в новые заводы и системы сбыта. Они надеялись, что популярность пива в стране когда-нибудь вырастет, и этот напиток потеснит водку. Многие годы их инвестиции хорошо окупались и приносили солидную прибыль. Но сегодня кремлевская кампания по борьбе с алкоголизмом все больше бьет по бизнесу новыми законами и акцизами.

Новые законы и налоги на алкогольную продукцию, направленные на улучшение средних показателей продолжительности жизни среди мужчин, привели к оседанию пивного рынка России, пишет Wall Street Journal.
"Без сомнения, теперь Россия стала страной, в которой очень сложно вести бизнес. Отчасти из-за мирового кризиса, отчасти из-за скудных урожаев, но больше всего — из-за резкого повышения налогов и новых законов", — прокомментировал президент Carlsberg Group Йорген Буль Расмуссен. За последние 20 лет Carlsberg инвестировала в Россию около $12 млрд и рассчитывала на 40% прибыли.
Крупные иностранные пивоварни, как Carlsberg, SABMiller и Anheuser-Busch InBev уверены, что изменения в политике Кремля нанесли серьезный удар по производителям, которые надеялись, что именно в России они смогут отыграться за спад продаж в Европе и США. С 2010 года объем продаж пива в России сократился на 20%, а потребление на душу населения — на 13%.
Представители российского филиала Anheuser-Busch InBev сообщили, что продажи в первой половине 2013 года сократились на 13% по сравнению с аналогичным периодом город ранее. Они считают, что всему виной повышение акцизов и новый правовой режим, который стал "одним из самых жестких в мире".
Российский филиал Heineken недавно продал один из своих заводов и уже выставил на продажу другой. Представители альянса SABMiller и турецкой Andalou Efes признались, что в 2013 году им не удастся выполнить план "из-за негативного воздействия изменения российского законодательства". Компания Carlsberg Group с ее заводами "Балтика", которой принадлежат 38% российского пивного рынка, заявила, что ей тоже не удастся реализовать прогнозы на 2013 год.
Более всего падение рынка ударило по производителям, которые еще помнят золотые годы пивной индустрии в России в середине 2000-х годов, когда пиво еще не считалось алкогольным напитком. В период 2005-2007 годов его продажи поднялись на 30%. Нередко можно было встретить людей, которые распивали пиво на улице уже в 10 часов утра.
"До 2008 года рынок пива регулировался очень слабо. Вам не нужна была лицензия, чтобы его продавать, налоги были низкими, а в маркетинге не было вообще никаких ограничений. Зачастую пиво стоило дешевле газировки. Был суперрост, и производители получали огромные прибыли. Но, видимо, все было слишком хорошо, чтобы быть правдой", — рассказал аналитик из компании Nomura Йен Шэклтон.
В 2009 году российское правительство объявило войну алкоголизму, который бывший президент Дмитрий Медведев назвал "национальным бедствием". По данным Всемирной организации здравоохранения, каждая пятая смерть среди мужчин в России связана с алкоголем, а средняя продолжительность жизни мужчин — всего 64 года.
В следующем году Владимир Путин, который был тогда премьер-министром, подписал 10-летний план, по которому к 2020 году потребление алкоголя должно сократиться вдвое. В 2011 году господин Медведев подписал закон, который приравнял пиво к алкогольным напиткам, что привело к ужесточению контроля над его продажей. До этого любые напитки с содержанием алкоголя менее 10% продавались свободно.
Новый закон запрещает продажу пива ночью, а с 1 января вступил в силу запрет на  рекламу напитка и его продажу в киосках. Но главным ударом, по словам представителей пивной промышленности, стал медленный, но верный рост акцизного сбора.
В 2009 году правительство взимало всего 3 рубля ($0,9) за 1 литр пива. В 2013 году этот ценник поднялся до 15 рублей за литр, в следующем году он уже составит 18 рублей, а в 2015 году — 20 рублей. Из-за этого розничные цены на пиво подскочили на 10%, а продажи сократились, отметила Юлия Дроздова из Euromonitor International.
Помимо пива, круто выросли налоги и на водку: 33% в этом году и, скорее всего, 25% в 2014 году, а в 2015 году — еще на 20%. Так, минимальная цена за бутылку водки в этом году поднялась со 125 рублей ($3,79) до 170 рублей ($5,15), что привело к сокращению объемов производства на 28% за первое полугодие.
Данные российской Федеральной службы государственной статистики показали, что впервые за долгое время в первой половине этого года водка составила менее половины всего потребляемого в России алкоголя, а на продажи пива пришлось всего 32% алкогольной продукции.
Производители пива предупреждают, что такие меры по борьбе с алкоголизмом, которые в свое время в Советском Союзе начинал еще Михаил Горбачев, могут привести к нежелательным результатам: с одной стороны, потребление алкоголя уменьшится, с другой — увеличатся объемы  производства самогона в домашних условиях и число преступлений.
В начале месяца господин Путин высказал подобные опасения и предложил снизить темпы роста налогов. "Мы знаем, что такое прежние времена, к чему привела борьба с алкоголем — просто начали самогонку варить, денатурат пить. Борьба с алкоголизмом — это сложная работа. Она требует больших усилий, финансирования, времени, настойчивости, изобретательности, но только она даст положительный и долгосрочный эффект", — заявил он.
Впрочем, отношение к алкоголю некоторых людей в любом случае не поменяется. "Пиво — напиток для детей. Настоящие мужчины пьют водку", — высказался российский солдат в увольнении Дмитрий Козлов, сидя в одном из баров в центре Москвы с рюмкой водки.