"Деловой Петербург". Жаловаться отправят в Сеть

Автор фото: Яндолин Роман
Банк БФА.

В октябре Роструд планирует запустить на своем официальном сайте сервис "электронный инспектор". Он позволит работникам в режиме онлайн жаловаться в инспекцию труда на незаконное увольнение, снижение и задержку зарплат, а работодателям даст возможность заранее подготовиться к визиту инспекторов. О плюсах и минусах ведомственной инициативы размышляют эксперты рынка труда.

Как пояснил СМИ заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков, сначала будет создан сервис для работодателей. С егопомощью компании смогут подготовиться к визиту инспекторов, а также благодаря своему личному кабинету на сайте Роструда получат возможность отследить ход проверки. Для работников сервис появится тоже в этом году, но позже, чем для работодателей. Когда именно — в министерстве не уточнили. Для работников будут представлены примерно 20 жизненных ситуаций, как выразился Михаил Иванков, "по каждой из которых понятным языком будет прописан алгоритм действия гражданина, будь то незаконное увольнение, будь то вопросы, связанные с невыплатой и недовыплатой заработной платы, и так далее".

Все будет хорошо

До сих пор работники жаловались на своих работодателей традиционно: по телефону горячей линии, отправляя письма обычной почтой. За последний год стремительно растет число обращений через Интернет — сейчас, по данным Государственной инспекции по труду в СПб, 40% всех обращений приходит по e–mail. Всего же за последние полгода в инспекцию труда обратились со своими бедами 8662 петербуржца. По сравнению с тем же периодом прошлого года количество обращений и жалоб увеличилось на 969 (11,1%). Как инициатива Роструда изменит работу инспекторов, в инспекции пока не представляют: они как принимали, так и будут принимать жалобы по своим схемам до тех пор, пока не поступят пояснения из ведомства.
Электронный инспектор не создаст альтернативу офлайновым госслужбам, уверена президент HR–ассоциации Петербурга и Ленобласти Надежда Коротовских. По ее мнению, вопрос эффективности и работоспособности электронной системы будет напрямую зависеть от качества работы государственных органов. Хотя идея, по ее словам, сама по себе своевременная. "Количество нарушений со стороны работодателей, допущенных по причине незнания законов, составляет более 50%, а интернет–сервис как раз и нацелен не на наказания, а на разъяснение тех вопросов, которые вызывают сомнение у работодателя", — уточняет эксперт. Кроме того, по ее словам, Роструд рассчитывает, что благодаря нововведению сможет перейти от модели санкций к модели соответствий, при которой работодатель будет стремиться не просто пройти проверку без серьезных замечаний, а обеспечивать наилучшие возможности для цивилизованного труда.
"Введение онлайн–сервисов для обмена информацией и документами с государственными органами всегда делает этот процессболее динамичным, прозрачным и удобным для всех участников", — в свою очередь отмечает Ольга Дученко, юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры".
В чем именно может выражаться прозрачность и удобство — пояснила Надежда Коротовских: "Не секрет, что некоторые предприятия ждут проверок со стороны инспекций труда как в последний раз, а ряд работодателей старается решить вопрос мирным путем, который иногда приводит к коррупционной составляющей, факт чего признают и сами проверяющие. Введение электронного инспектора во многом искоренит порочную систему взяточничества, поскольку работодатель сможет заблаговременно исключить всевозможные спорные или негативные ситуации — ему просто не нужно будет подвергать себя рискам".
По словам Ольги Дученко, другим важным преимуществом проекта является идея доступного разъяснения работникам их прав. "Уровень юридической грамотности работников не всегда высок, — поясняет юрист. — Описание алгоритмов действий в конкретных жизненных ситуациях — наиболее доступная форма изложения правовой информации для неспециалиста, поэтому такое нововведение можно только приветствовать".

Жалобная книга

Сегодня, по оценке госинспекции, большинство жалоб работников связано с задержкой выплаты зарплаты. С начала года в Петербурге по требованию инспекторов погашена задолженность по зарплате на 133 млн рублей.
Также работники жалуются на нарушения трудового законодательства, касающиеся охраны труда. По данным госинспекции, за 9 месяцев 2012 года из 24 тыс. нарушений 63% были связаны именно с этим.
Серые зарплаты — еще одна безусловно тревожная для работников тема, говорят эксперты. "По разным оценкам, их доля составляет от 30 до 50%, хотя точными данными никто не обладает: доказать факт выплаты серых зарплат очень сложно", — замечает Ольга Дученко.
Однако обращений в инспекцию по этой теме не так много, замечают специалисты. "Живучесть зарплат в конверте связана не только с позицией работодателя — очень часто это зависит от самих сотрудников, которые соглашаются на серые схемы и тем самым являются их соучастниками, — замечает Евгения Дельнова, территориальный менеджер Kelly Services Kelly IT Resources. — Вряд ли электронный сервис станет средством борьбы с теневым рынком заработных плат. Это просто еще одно окно, в которое сотрудник может постучаться, но такой сервис не может заставить человека постучаться, если он не хочет платить налоги".

Пугает негатив

Опрошенные "ДП" эксперты считают инициативу перенести жалобы из офлайна в онлайн хоть и интересной, но не новой. Сервисы, напоминающие электронного инспектора, существуют, по словам Ольги Дученко, например, в Канаде, в ряде североамериканских штатов, в которых работники могут подать жалобу на работодателя, заполнив специальную форму на сайте, в Австралии, где жалоба может быть направлена по электронной почте.
Главное, чего опасаются эксперты при реализации задумки Роструда, — защита данных. "В случае если сервис не будет серьезно защищен, то информация с него может попасть в открытый доступ. Может быть нанесен большой ущерб даже достойным компаниям и самим сотрудникам", — замечает Евгения Дельнова.
Излишнего негатива опасаются и в компании HeadHunter: "В Интернете уже много сайтов, где размещены рейтинги работодателей и мнения работников. К сожалению, они во многом негативные. Это не говорит о том, что в России все плохо и на рынке труда одни обманы и случаи с негативным исходом, — просто о плохом рассказывают чаще и больше. Из этой статистики и складывается одно из опасений по поводу подобных проектов — одни негативные комментарии, оценки и низкие рейтинги работодателей".
Мнения экспертов о том, окажет ли новшество влияние на рынок труда, разделились. "Работодателей и ранее предупреждали об инспекциях и проблемах. Контроль в данной сфере осуществляется всегда достаточно оперативно, поэтому особых плюсов или минусов для работодателя эта система при условии ее хорошей работы не создаст", — говорит Евгения Дельнова.
"При правильной реализации модели электронного инспектора в перспективе это может привести к росту доверия к трудовым инспекциям, увеличению числа рассматриваемых ими дел. В таком случае эта модель может стать важным шагом на пути приведения рынка труда в правовое русло", — замечает Ольга Дученко.