Особые штрафы для столичных гастарбайтеров

В Петербурге и Ленинградской области увеличились штрафы для нелегальных мигрантов и работодателей, использующих их труд. Теперь нелегалы подлежат обязательному выдворению. Однако некоторые эксперты сомневаются, что это даст нужный эффект.

Поправки в миграционное законодательство, увеличивающие штрафы за нелегальную миграцию, вступают в силу с 9 августа. Ужесточается режим для Петербурга и Москвы, а также Ленинградской и Московской областей. В этих регионах гастарбайтерам без разрешения на работу или других нужных документов будет полагаться штраф в 5–7 тысяч рублей с обязательным выдворением на родину.
Юрлица за привлечение мигрантов к работе должны будут заплатить штраф до миллиона рублей. Увеличение не очень значительное — до сих пор было 800 тысяч. Но при этом в КоАП появляется важное примечание: если с нарушением закона к работе привлечены два и более иностранных гражданина, то административная ответственность наступает в отношении каждого из них. То есть штраф придется уплатить за каждого обнаруженного нелегала.
В стране как раз в эти дни идет очередная масштабная кампания по борьбе с мигрантами. На днях на рынке "Садовод" в Москве задержана очередная тысяча нелегалов, при каждой проверке обнаруживаются по несколько сотен гастарбайтеров, для которых создают временные лагеря содержания. С начала года президент Владимир Путин подписал уже несколько законов, ужесточающих правила для мигрантов, например, о запрете им работать водителями автобусов без российских прав.
Строители не очень переживают по поводу увеличения штрафов. "По нашим данным, количество нелегальных мигрантов на стройках с каждым годом сокращается, — говорит вице-президент НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга" Алексей Белоусов. — Их используют исключительно как неквалифицированную рабсилу, вывозить мусор, копать канавы, и это становится невыгодно: зачем платить дополнительные налоги за такой труд?" Белоусов напомнил, что с 1 июля, согласно новым поправкам в Градкодекс, застройщик несет полную ответственность за все, что происходит на стройплощадке, таким образом, вынужден контролировать деятельность субподрядчиков, которые нередко и привлекали нелегалов. В сочетании с этим нововведением увеличение штрафов, считает он, постепенно приведет к наведению порядка на стройках.
Большинство задержаний нелегалов происходит, однако, на рынках, и глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Петербурга Алексей Третьяков не уверен, что увеличение штрафов изменит ситуацию. "Объем коррупции в России известен, и вопрос, как будут применяться запретительные меры. Если надо будет уничтожить какого-то предпринимателя, то придерутся и к работающему рядом дворнику-узбеку, а вот для крупных сетевых компаний и штраф — капля в море, и проверяют их редко и с предупреждением", — говорит он.
По мнению Третьякова, без разрушения коррупционных схем борьба с миграцией бессмысленна. "На практике органы власти лояльно относятся к диаспорам, и те захватывают монополию в некоторых подотраслях, например, плодоовощной торговле, а где монополия, там рост цен, — рассуждает Третьяков. — Эту монополию и надо разрушать". Выходом, по его мнению, может стать создание органа, причем негосударственного, который бы ведал реестром всех мигрантов в стране и занимался аутстаффингом: "Сейчас ФМС отвечает за то, чтобы мигрант при въезде обладал необходимыми документами. А кто следит за тем, куда он делся, когда срок его разрешения на работу истекает?"
Поток мигрантов в Россию достаточно велик для того, чтобы у отдельных чиновников возникал соблазн закрывать на это глаза. Для того, чтобы кого-то выслать, этого кого-то надо сначала обнаружить, и как не увеличивай штрафы, их наложение зависит от результатов проверок. А они на каждом отдельном предприятии происходят лишь эпизодически. Даже если их проводят регулярно, проблемы это не решает: так, неделю назад полиция и ФМС совершили рейд на оптовый рынок на улице Салова, обнаружив более 100 человек без необходимых документов. Но этот рынок уже проверяли в начале июля (задержано 146 человек) и в марте (46 задержанных), и вряд ли от еще нескольких проверок что-то изменится.