"Деловой Петербург". Красота цветов в бумаге

Автор фото: Грин Евгений
Компания «Цветков», учредители — Ольга Полякова и Никита Тужиков

Никита Тужиков (26 лет) и Ольга Полякова (25 лет) пошли на риск, отказавшись от стабильного заработка и высоких должностей. Маркетолог и экономист построили бизнес на экологичности, открыв службу доставки цветов в бумажной упаковке.

Никита Тужиков, по профессии маркетолог, рассказывает, что изначально цветочный бизнес привлек его перспективой высокой прибыли. Первым опытом стало открытие небольшого магазина около станции метро "Волковская". Но вскоре Никита понял, что подобный стандартный формат цветочного ларька скучен и неконкурентоспособен. И они с экономистом Ольгой запустили проект "Цветков" — службу доставки букетов в бумажной экологичной упаковке. "Цветы красивы сами по себе, и нагромождение блестящих ленточек, пластмассовых украшений и шуршащей обертки только отвлекает от главного", — говорит Никита. Расспросив друзей и знакомых, предприниматели выяснили, что такой точки зрения придерживается большинство, и запустили новый проект. Для обертки в "Цветков" используется крафт–бумага разной плотности в зависимости от размера букета, а вместо открыток к цветам прикрепляются картонные карточки. Ольга и Никита уверены — красота в простоте, поэтому не нужно быть профессиональным флористом, чтобы создавать эстетически приятные цветочные композиции.

В обмен на сигареты

"Цветков" открылся в сентябре 2012 года. Начальные вложения составили около 300 тыс. рублей. Из них 20 тыс. пошло на покупку специальной холодильной камеры, около 60 тыс. рублей были потрачены на ремонт помещения в пространстве "Четверть". За полгода оборот компании составил около 1 млн рублей, в основном за счет продаж в феврале и марте. В компании работают сами учредители, но периодически, в дни, когда заказов очень много, в "Цветков" приглашаются помощники. Доставкой букетов занимаются 20 курьеров.
Клиенты "Цветкова" — это частные лица. Предприниматели считают, что такой бизнес не рассчитан на выполнение объемных заказов. К стандартным видам рекламы ребята относятся скептически, поэтому подходят к этому вопросу с креативом. "Осенью, например, мы вышли на улицу с мини–букетами в нашей фирменной упаковке, подходили к курящим девушкам и обменивали цветы на пачку сигарет", — рассказывает Ольга.
Полноценного магазина у "Цветкова" сегодня нет. В пространстве "Четверть" находится пункт выдачи. В планах — выйти на показатель 10 заказов в день. "При таком обороте можно будет задуматься о создании магазина, выносной лавки или нескольких пунктов выдачи", — говорит Никита. При этом создавать обширную сеть предприниматели не планируют.

Капризный рынок

В 2012 году объем рынка цветов в Петербурге составил около 15 млрд рублей: из них треть продаж приходится на крупные розничные сети, 15% — на интернет–заказы, остальные 65% — на розничные точки.
Крупные петербургские службы доставки цветов — "Доритис", "Цветотека", "Семицветик", "Настроение". Цветы в бумажной упаковке предлагают компании Floryline и "Лейка".
По мнению Егора Воскресенского, гендиректора компании 55 Roses, на данный момент успешный цветочный бизнес построить непросто: "Это связано с огромным количеством как розничных точек, так и интернет–магазинов, предлагающих широкий ассортимент, — отмечает он. — Тормозят рост сезонность бизнеса, капризность клиентов и, конечно, высокая конкуренция".