В Петербурге разыгралась война между владельцами маршруток

Автор фото: Свистунова Валентина

В Петербурге разыгралась война между владельцами маршруток. За два дня преступники обстреляли 30 автобусов фирмы "АТП Барс-2", которая возит пассажиров между метро "Автово" и Сосновым Бором. Перевозчики заговорили об упадке рынка.

В последние дни в Петербурге развернулась война между маршрутными такси. За 1 и 2 августа преступники обстреляли около 28–30 автобусов ООО "АТП Барс-2", которые курсируют между станцией метро "Автово" и Сосновым Бором (К-401). Преступники, в основном, стреляют из пневматического оружия по маршруткам из окон припаркованных на обочине автомобилей. В результате их действий в плечо был ранен водитель автобуса, повреждения средней тяжести получила пассажирка, еще несколько пассажиров получили ранения осколками стекол.
Полиция Петербурга уже объявила о возбуждении уголовного дела (статья не уточняется), осмотре автомобилей, установке свидетелей и очевидцев. Заявлено о привлечении к этой работе сотрудников управления уголовного розыска главка.
Маршрут К-401 обслуживает ООО "АТП Барс-2", которое является преемником транспортной компании "Барс". Эту фирму несколько лет назад исключили из Ассоциации перевозчиков пассажиров за неуплату членских взносов. Говорят, что в то время руководители компании выясняли между собой отношения с оружием в руках и, в общем-то, ассоциации с "Барсом" было не по пути. Но в последние годы ситуация в компании стабилизировалась, и впечатление на рынке о ней вполне благоприятное. Принадлежит "Барс-2", по данным СПАРК, Игорю Новожилову (67%) и Ульяне Герасимовой (33%). Связаться с "Барсом-2" не удалось.
"АТП Барс-2" работает на маршруте между Петербургом и Сосновым Бором по госконтракту. Ранее этот маршрут обслуживало ООО "СНИП" (владелец и гендиректор Рашид Сабитов). Связаться с фирмой не удалось. На рынке говорят, что компания работала с середины 2000-х годов, у нее было около 100–120 автомобилей, однако в последние годы ей не удалось выиграть конкурсы на перевозки, и сейчас, возможно, она переходит в область нелегальной работы. На днях даже был случай, когда один из автобусов "СНИП" пытался выйти на маршрут "Барса-2", но после вмешательства полиции он уехал.
По одной из версий, обстрелы могут быть связаны с ее деятельностью, поскольку, по оценке источников, знакомых с ситуацией, она практически ушла с рынка и теперь, возможно, переходит в область нелегальных перевозок. На днях автобус "СНИП" пытался выйти на маршрут между "Автово" и Сосновым Бором, но после вмешательства полиции ему пришлось уехать. Пообщаться с представителями "СНИП" также не удалось.
По словам главы Ассоциации перевозчиков пассажиров Василия Киселева, ситуация на рынке в целом "более чем неблагоприятная". Если в 2012 году произошло менее 100 случаев нападения на маршрутки, то в этом году ожидается, что эта планка будет превышена — прошло лишь полгода, а на маршрутки частных компаний напали 70 раз, а автобусы "Пассажиравтотранса" — 19 раз. Причем в конце апреля 2013 года перевозчики через депутата Заксобрания Павла Солтана ("Справедливая Россия") предлагали принять законопроект об усилении ответственности за обстрелы маршруток (до 10 лет лишения свободы) и добавлении в статью 24 УК РФ (преступления против общественной безопасности) специального пункта о нападениях на общественный транспорт. Однако законопроект отклонили.
По словам Василия Киселева, эта инициатива была связана с тем, что ни статья 212 УК РФ (массовые беспорядки), ни статья 167 (умышленное повреждение имущества) уже не работают более 6–8 лет. "Несмотря на все наши обращения, громогласные выступления в СМИ, обращения к Умнову (Сергею, начальнику ГУ МВД по СПб и ЛО) — уголовную ответственность ни одно лицо не понесло. Даже административную ответственность, которая предполагает 1 тыс. рублей штрафа. Я это расцениваю как полное отсутствие оперативно-розыскной работы полиции", — сказал Василий Киселев.
По его мнению, стрельба по маршруткам — следствие неумелой организации пассажирских перевозок. Чтобы избежать преступности на рынке, пригородные перевозки должны контролировать чиновники Петербурга, а не Ленобласти. При этом ходить должны автобусы большой и особо большой вместимости, а оборот наличных денег должен быть исключен. При этом все денежные сборы должны осуществлять представители городской администрации, а не перевозчики, как сейчас. "До тех пор пока Ленобласть будет считать, что железнодорожная станция или Бетонная дорога является начальным пунктом, а город — конечным, так все и будет продолжаться. Пассажирообразующим как ни крути является Петербург", — сказал он.