The Guardian: советы по ведению бизнеса в современной России

Автор фото: Global look press

За минувшее десятилетие в России произошли серьезные перемены: коммунистический гигант стремительно модернизируется и в конечном счете должен стать современной  капиталистической экономикой. Население страны (140 млн человек) все больше привыкает к высокому уровню жизни, а российские бизнесмены становятся опытнее.

Британский экспорт в Россию устойчиво повышается. В прошлом году он достиг 5,5 млрд фунтов ($8,4 млрд) — на 15% выше в сравнении с предыдущим годом, пишет The Guardian. Поэтому британские предприниматели должны смотреть на громкие газетные заголовки сквозь пальцы и преодолеть свой страх, связанный с ведением бизнеса в России.
Есть множество заблуждений касательно России, которые могут стать барьером для торговли и инвестиций. Россия для многих — это темная, холодная страна, которой управляет коррумпированная политическая элита, враждебно настроенная к любому внешнему вмешательству. Однако те предприниматели, которые уже знакомы с этой страной, это мнение не разделяют.
Управляющий директор и основатель международной консалтинговой компании по стратегическому дизайну брендов SCG London Клайв Вудджер начал работать в России с 1998 года, когда "о концепции бренда еще не слышали". По его словам, в стране произошли крупные перемены.
"Еще 15 лет назад России не было ни на одном радаре. Здесь (в Британии - ред. dp.ru) люди подшучивали, что за бутылку водки и картошку вы можете получить пулю в лоб. Есть много стереотипов, но сегодня Москва — фантастический город, полный модных молодых людей, которые любят весело проводить время", — считает Клайв.  
Предприниматели, заинтересованные в деловых отношениях с Россией, должны исследовать российский рынок и найти хорошие контакты. Прежде всего, с этим может помочь Департамент торговли и инвестиций Великобритании (UKTI), где можно получить подробные отчеты о компаниях,  и Русско-британская торговая палата (RBCC), которая также послужит хорошим источником информации.
Соучредитель компании Infomentum Викрэм Сетия обратился в обе инстанции и был впечатлен. UKTI передал всю информацию британскому посольству в России, которое от его имени сделало все необходимые запросы. Сейчас его фирма работает в качестве субподрядчика для российской компании, которая выполняет проект для Министерства финансов России.
Мудрым решением для бизнесменов было бы нанять опытного российского переводчика, который сможет сопровождать их на деловые встречи. На английском языке в России говорят многие, но далеко не все. Кроме того, важно не опаздывать на встречи и приходить подготовленным, но не забывать, что самые важные переговоры ведутся вне офисных стен. Совместный досуг — куда важнее бумаг, считают в России.
Основатель юридической фирмы Zaiwalla and Co Сэрош Зайвалла работал в России более пяти лет. Его клиентом было даже российское правительство. По его словам, отношения здесь ценятся очень высоко, и зачастую они куда важнее контрактов. "Они хотят знать все о вас, вашей семье и корнях", — отмечает он. Установление доверительных отношений между вашими партнерами и клиентами — ключ к успешному бизнесу в России.
Российская экономика модернизируется очень быстро. Деловые люди хотят найти новые и захватывающие идеи, технологии и стратегии, поэтому инновационные британские фирмы должны смотреть на Россию как на рынок сбыта товаров, которые будут пользоваться спросом.
Иногда русских считают холодными, а встречи с ними называют морозными. The Guardian дает несколько советов, которые должны помочь растопить лед на переговорах с российскими бизнесменами:
1. Будьте готовы молчать: если ваш собеседник становится тихим, не думайте, что все пошло не так, как надо. Скорее всего, он обдумывает ваше предложение.
2. Помните про их гордость: русские гордятся своей культурой и кухней. Убедите их в том, что вам тоже это интересно. Спросите, где лучше поесть и что стоит посмотреть — разговор завяжется сам собой.
3. Воздержитесь от шуток: не все понимают и ценят британское чувство юмора. Лучше не пытайтесь показаться забавным.
4. Продемонстрируйте свои профессиональные знания, а не превосходство: русские отстают во многих сферах, им нужен британский опыт. Но бизнесмены хорошо осведомлены и очень умны, так что не будьте слишком самонадеянны.