"Деловой журнал". Дмитрий Медведев: "Наша экономика слабо конкурентоспособна"

На заседании правительства Дмитрий Медведев констатировал, что конкуренции в экономике России по-прежнему нет.

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании правительства РФ.
Несколько слов о повестке дня. Мы сегодня будем говорить о вопросах развития конкуренции. Руководитель Антимонопольной службы доложит о ситуации на отдельных товарных рынках. Я напомню, по правилам такой доклад представляется ежегодно. Он подготовлен, естественно, с участием делового мира и экспертного сообщества.
Упрощение разрешительных процедур, обеспечение равного доступа к энергетическим ресурсам, инфраструктуре, сокращение избыточного количества государственных объектов – по всем этим направлениям работа идет. Принимаются «дорожные карты», программы, но, если говорить откровенно, существенных сдвигов пока нет – это оценка и большинства предпринимателей, и экспертов.
Антимонопольное законодательство у нас довольно строгое, а вот конкуренция пока слабенькая. Проблемы с этой точки зрения остаются и на рынках сырьевых товаров, и в сфере естественных монополий, и в системе государственных закупок. Сохраняются административные и финансовые барьеры, ограничен доступ к транспортной инфраструктуре. Процедуры лицензирования до сих пор остаются затратными и долгими, хотя определенные шаги вперед мы сделали. От таких ограничений страдает и малый, и средний бизнес, и вообще все те, кто пользуется соответствующей государственной системой. Наша экономика пока остается слабо конкурентоспособной. Она покоится в значительной мере на завышенных ценах, на тех инвестициях, которые далеко не всегда находят применение, на слабом технологическом развитии. Поэтому мы стараемся все вместе сделать все, чтобы эту ситуацию изменить и перевести нашу экономику на конкурентные рельсы.
Конечно, развивать конкуренцию необходимо в тех отраслях, которые затрагивают интересы большинства наших граждан. Также это касается и качества жизни, я имею в виду ЖКХ, имею в виду общественные перевозки, услуги связи, медицинские услуги и целый ряд других сфер.
Уровень развития конкурентной среды в регионах, и это тоже нужно отметить, остается разным. Во многом он зависит от реальной позиции местных властей, от профессиональной подготовленности управленческих команд, которые занимаются развитием экономики в регионе. Нужно анализировать наилучшие региональные практики и стараться внедрять их в жизнь, развивать успешный опыт.
Сейчас по аналогии с инвестиционным стандартом разрабатывается и региональный стандарт развития конкуренции, который устанавливает единые требования к органам исполнительной власти. Было бы правильно, чтобы и федеральные ведомства, и объединения предпринимателей, и экспертное сообщество более активно подключились к этой работе.
Еще один вопрос, весьма сложный и принципиальный – меры, направленные на стимулирование экономического роста. Мы не так давно встречались с руководством Правительства, Центрального банка, обсуждали этот вопрос. Сегодня Министр экономического развития представит план соответствующих мероприятий.
Я напомню, что при подготовке трехлетнего федерального бюджета мы исходили из определенных прогнозов по темпам роста ВВП. Однако в первой половине этого года произошло снижение темпов, цифры пока не радуют, как известно. Мы с вами прекрасно понимаем, что таких темпов нам для развития недостаточно. Причины неоднократно анализировались, они известны. Был предложен набор мер по возможному ускорению роста экономики, но, конечно, нужно учитывать, что объективные ограничения экономического роста сохраняются, я имею в виду и внешние, и внутренние. В этих условиях основной упор мы можем сделать на качественные составляющие роста, другой возможности у нас просто нет. Имеется в виду, конечно, и проведение структурных реформ, и использование имеющихся ресурсов развития технологического потенциала.
Ключевой вопрос – рост инвестиционной активности и привлечение так называемых длинных денег. Работа здесь должна идти по нескольким направлениям, план будет доложен. На что хотел бы отдельно обратить внимание, ничего здесь нет абсолютно нового, но тем не менее это основное направление нашей работы, – надо проработать надежные механизмы инвестирования средств Фонда национального благосостояния и пенсионные накопления в те инфраструктурные проекты, которые мы считаем окупаемыми и на которые сегодня сделан акцент, в том числе с использованием государственно-частного партнерства. Другая задача – в обеспечении доступности кредитных ресурсов, особенно для малого и среднего бизнеса, и, конечно, общее улучшение делового климата. Имею в виду реализацию «дорожных карт» и других решений, направленных на эти цели.
Основа долгосрочного развития – это реальный сектор. Целый ряд мер господдержки предусмотрен для базовых отраслей экономики. Речь идет и об ограничении темпов роста тарифов естественных монополий, и о целевом субсидировании отдельных предприятий в рамках адаптации присоединения к ВТО, в рамках нашего присоединения к условиям Всемирной торговой организации. Все эти меры должны быть своевременно и в полном объеме исполнены. Конечно, мы понимаем, что это не панацея, и будем смотреть за текущим развитием ситуации, в случае необходимости вносить в нее коррективы.
Комментарии экспертов по актуальным темам читайте на сайте "Делового журнала".