"Деловой Петербург". Коворкинг из Москвы

Михаил Комаров, владелец московского коворкинга "Рабочая станция", планирует осенью открыть подобное заведение в Петербурге. Предприниматель надеется наконец объяснить петербуржцам, чем по московским меркам отличаются коворкинги от антикафе.

Об идее открыть свой коворкинг Михаил впервые задумался в 2008 году, когда искал дешевый офис для своей веб–студии (она работает и сейчас). Через 4 года, 1 августа 2012 года, предпринимателю удалось открыть коворкинг "Рабочая станция" в Москве.
Молодой человек рассказывает, что проблем с выбором места не было — с самого начала была идея открыть коворкинг в парке, поэтому он пошел со своим проектом в самый популярный парк. Стартовый капитал составил 10 млн рублей, которые пошли на ремонт, строительство инженерных систем, закупку оборудования и облагораживание территории вокруг коворкинга.
Коворкинг открывали в расчете на 84 рабочих места, восемь мест в зоне стартапа и несколько мест в так называемой мягкой зоне. Сейчас оборот "Рабочей станции" составляет 2 млн рублей в месяц.
Теперь предприниматель хочет выйти на петербургский рынок: открытие коворкинга запланировано на осень 2013 года, причем здание коворкинга в Петербурге, как и в Москве, будет располагаться в одном из городских парков.

Непонятный формат

В крупных городах Европы коворкинг как формат стал появляться с 2005 года, но массово они заработали в 2008 – 2010 годах, как правило, они рассчитаны на несколько сотен человек. По данным специализированного сетевого журнала Deskmag, в мире насчитывается около 1,8 тыс. подобных заведений.
Коворкинги в России, отмечает Михаил, начали открываться в 2011 году, но быстро и закрывались — клиенты не понимали формат и считали коворкинги очередными интернет–кафе. Бум коворкингов в Москве и Петербурге сейчас, по мнению специалистов, был подготовлен рынком антикафе — люди, посещавшие антикафе, чтобы работать, через какое–то время поняли, что им нужно что–то другое, более подходящее для работы.
По словам Михаила Комарова, в Москве сейчас 12 коворкингов, в том числе четыре довольно крупных. В Петербурге, по его мнению, все еще нет четкого понимания, чем отличаются антикафе и коворкинги, но формально в городе работают около 10 коворкингов. "Если говорить метафорично и взять ваш дом, то антикафе — это гостиная, где вы можете читать книги и общаться с друзьями, а коворкинг — это рабочий кабинет, офис", — объясняет разницу Михаил.
На открытие петербургского коворкинга площадью 1 тыс. м2 планируется потратить 15 млн рублей. Он должен окупиться уже через 2 года.
"В Петербурге я не встретил места, которое бы являлось коворкингом в нашем понимании: есть места, где с удовольствием можно провести время, но в них нет рабочей обстановки и соответствующего спектра услуг. В Петербурге нет рынка в этой области, соответственно нет и конкуренции", — заявляет Михаил.

Почувствовать рынок и измениться

Однако эксперты считают иначе. "На практике видно, что самыми востребованными становятся коворкинги для программистов, — говорит Сергей Кондратьев, генеральный директор коворкинг–центра "1–я линия". — Если говорить о рынке, то мест, куда могут пойти коворкеры поработать, в Петербурге около 30 — с учетом антикафе и лофт–проектов. Если говорить четко о коворкингах, их около 10, крупные игроки — "Зона действия" и "Миракл".
По словам экс–директора по развитию и маркетингу антикафе "Бабочки" Павла Мельникова, среднее количество посадочных мест в московских коворкингах составляет 50 – 80, ежедневно их посещают по 10 человек, работающих полный день.
В качестве тенденции можно выделить взаимопроникновение форматов — антикафе с элементами рабочего пространства и коворкингов с кафе. "Приходится добавлять и расширять спектр услуг — просмотры кино, игровые мероприятия, иначе коворкинг не будет приносить достаточно прибыли", — говорит Сергей Кондратьев. По его мнению, молодые предприниматели открывают коворкинг, чтобы прочувствовать рынок и найти нишу, поэтому очень часто в процессе ведения бизнеса меняют формат заведения.