"Деловой Петербург". Спокойствие, только спокойствие

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Россия, Санкт-Петербург. Ярмарка профессий.

Ситуация на петербургском рынке труда по итогам первого полугодия 2013 года подтверждает тенденцию последнего времени: главным героем становится не работодатель, а человек, ищущий работу. Работодателю же приходится изобретать новые способы привлечения уникальных кандидатов.

По последним данным аналитического центра портала SuperJob, за первые 6 месяцев работодатели разместили на 33% больше предложений о вакансиях, чем в то же время год назад. А по оценке "Петростата", который отражает данные городской службы занятости, за полгода потребность компаний в работниках выросла на 16,2 тыс. рабочих мест. При этом на одного человека, находящегося в поиске работы, приходилось в среднем четыре вакансии.
Одним словом, рынок труда демонстрирует спокойствие и стабильность. Эксперты не прогнозируют резких изменений и до конца года, но отмечают несколько интересных тенденций. Рынку нужны молодые и активные, все больше компаний готовы брать на работу регионалов, а состав социального пакета становится одним из главных условий для кандидата при выборе работодателя.

Свежая кровь

Число вакансий для молодых кандидатов за первое полугодие выросло на 35%. Парни и девушки в возрасте 20–29 лет выходят в первые ряды. Как рассказывает Наталья Белашова, директор департамента подбора персонала Adecco Group Russia, ситуация на рынке труда такова, что молодые специалисты сегодня сами выбирают, где им работать. Активность выпускников и их желание развиваться профессионально привлекают работодателей, они готовы вкладывать деньги и силы в будущих сотрудников, создавая таким образом кадровый резерв компании.
Но когда работодатель ищет кандидата на редкую вакансию, например в инженерно–технической сфере, то предпочтение отдается людям старше 40 лет. Как утверждает Ирина Лысенко, менеджер проекта рекрутинговой компании "Рекадро", это происходит из–за того, что среди молодых немного найдется узкопрофильных специалистов, к тому же с опытом работы.

К переезду готов!

Не найдя нужных специалистов в своем городе, работодатели все чаще направляют взгляды в соседние регионы. "Все больше и больше компаний сейчас готовы брать на работу кандидатов из других регионов. На мой взгляд, эта тенденция будет иметь развитие и в следующем полугодии", — рассказывает партнер рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting Светлана Катаева. По мнению Ирины Лысенко, такая практика рекрутмента в следующем полугодии будет набирать обороты, потому что узкопрофильные мастера, особенно на производстве, сейчас на вес золота. Этот тренд отмечают и в EMG Professionals. По словам Натальи Плотниковой, руководителя отдела исследований рынка труда и кадрового консалтинга, это связано также с тем, что крупные холдинги Москвы и Петербурга продолжают региональную экспансию.

Особое предложение

Пожалуй, самая главная тенденция по итогам первого полугодия — это растущее значение социального пакета при выборе работы. Конечно, размер зарплат важен, но среди работодателей мало тех, кто готов сегодня существенно его повысить. К примеру, 69% компаний из опрошенных исследователями SuperJob не проводили индексацию зарплат. А те, кто провел, увеличили их в среднем на 3,7%, что не превышает показателя официальной инфляции.
Таким образом, социальный пакет оказывается важным средством мотивирования кандидатов. Лидирующие позиции среди льгот для сотрудников всегда занимали добровольное медицинское страхование и профессиональное обучение за счет работодателя. За последние 2 года требования соискателей к соцпакету несколько изменились. Многие опрошенные соискатели вывели в тройку главных пунктов компенсационного пакета предоставление служебного транспорта и возможность работать "в тапочках", то есть удаленно.
Но соцпакет — не единственное средство, с помощью которого работодатели привлекают ценные кадры. "Компании обращают внимание на свою репутацию как работодателя. Еще чаще HR–специалисты смотрят в сторону EVP (employee value proposition — ценностное предложение кандидату), формируют привлекательную корпоративную культуру. Разговор с соискателем все больше похож на разговор с клиентом или партнером", — говорит Мила Головченко, представитель HeadHunter на Северо–Западе.
Самыми нуждающими в работниках в первом полугодии оказались, как утверждает Ольга Копылова, руководитель отделения по подбору персонала Kelly Service, фармацевтическая и строительная отрасли. Традиционно востребованы менеджеры по продажам и продавцы розничных сетей. Специалисты в области IT–технологий также входят в топ размещенных вакансий, судя по данным HeadHunter.

Кто же главный?

Если собрать все тенденции воедино, можно сделать вывод о том, что сегодня главным героем рынка труда все очевиднее становится соискатель — его активно ищут, а он внимательно выбирает. "Кандидаты становятся более избирательными при выборе работы. Этот факт подтверждает и ряд исследований, которые проводятся западными коллегами", — поясняет Мила Головченко.
Осень и зима 2013 года, по мнению экспертов, особых перемен не принесут. "Рынок труда сильно зависит от экономической ситуации: либо до конца года все останется по–прежнему, либо при подтверждении кризиса, о наступлении которого много говорят в последнее время, ситуация будет ухудшаться. Это повлечет за собой сокращение вакансий, замораживание планов на подбор и удержание людей на их нынешнем месте работы", — резюмирует Ольга Копылова. Такого же мнения придерживаются в EMG Professionals: спокойствие в первом полугодии вполне может оказаться затишьем перед бурей во втором.