Оппозицию вызывают на дуэль

Автор фото: Павел Волков

Алексея Навального выпустили из СИЗО — очевидно, только для того, чтобы дать ему возможность сходить на выборы мэра Москвы. Показательно победить его, а потом и в колонию. В другом конце страны, в Екатеринбурге, баллотироваться в градоначальники решил еще один популярный человек — Евгений Ройзман.

По жалобе Генпрокуратуры Ленинский районный суд Кирова изменил меру пресечения для оппозиционера Алексея Навального и его товарища по приговору Петра Офицерова. Подписку о невыезде они не нарушали, заявили в надзорном ведомстве, и вообще, пребывание Навального в СИЗО помешает осуществлению его права на равный доступ к избирателям. Трогательная забота об избирателе.
Сергей Собянин , судя по всему, об этом знал заранее — недаром же за день до приговора выразил уверенность, что Навальный продолжит кампанию. Зачем-то ему очень надо, чтобы оппозиционер участвовал в выборах.
На поверхности лежит простое объяснение — Навального нужно показательно победить. Продемонстрировать, что на самом деле он маленький и слабый, а Собянин — большой и красивый, и Навального вовсе не боится. А потом можно и в колонию. Кстати, не исключается и вариант размена: вы не устраиваете митингов по итогам выборов, а мы вам на апелляции скостим года три-четыре, или вообще на условный заменим. По крайней мере, предложить-то можно.
Но властям ведь надо не просто провести Собянина в мэрию, а еще и решить при этом довольно сложное уравнение, кто сколько должен получить. На выборах президента Владимир Путин получил в Москве 46,95%. Юрий Лужков набирал в последнюю свою кампанию в 2003 году 74,8%. Где-то в этом коридоре должен остаться и.о. мэра, так, чтобы не очень сильно отстать от Лужкова, не очень сильно обогнать Путина и при этом исключить второй тур. Отталкиваться можно от результатов "Единой России" на последних выборах в Мосгордуму 2009 года — 66,2%. Кто-то должен получить оставшиеся голоса, а справороссу Николаю Левичеву (с абсолютно нулевым рейтингом на текущий момент), Сергею Митрохину из "Яблока" и Михаилу Дегтяреву из ЛДПР много не дашь, даже если подрисовывать — эти три партии получили на выборах в Мосгордуму 4-6%. У КПРФ было 13,3%, на президентских у Зюганова по Москве — 19,1%, и Мельникову тоже нельзя обгонять патрона, внутрипартийная борьба в компартии посерьезней будет, чем всенародные выборы.
И конечно, результат Навального будут сравнивать с результатом Михаила Прохорова все по той же столице — 20,45%. Чем не побочная цель — устроить заочное соревнование и показать, кто на самом деле нравится столичным несогласным, не будем забывать, что поддерживать Навального Прохоров не стал. В ЛДПР и "Справедливой России", видимо, специально выставили откровенно слабых кандидатов, ведь на этот раз в гонке участвует еще и Митрохин, и иначе проценты никак не получится втиснуть в нужные рамки. И так еле влезает.
Навальный заявил, что окончательно еще не определился, будет ли баллотироваться или призывать к бойкоту, но сказал, что стремится к предвыборным дебатам, а это значит, склоняется к прямом участию, да и штаб его говорит то же самое. Бойкот — это, конечно, не вариант, люди, которые этим призывом вдохновятся, и так на выборы вряд ли пойдут, просто у них появится объяснение — это, дескать, осознанный политический шаг, а не лень.
Не менее интересный сюжет начинается сейчас в Екатеринбурге. Там о выдвижении в мэры объявил Евгений Ройзман — еще один анфан терибль российской политики, в своем городе значащий, может, побольше, чем Навальный в Москве. Выдвигается, что интересно, от "Гражданской платформы" Прохорова, и говорит, что тот ему еще с весны говорил: "У тебя нет выбора, ты должен идти и стать мэром". "Окончательного решения еще не было, но в какой-то момент я понял: готов! Мне 50 лет, у меня есть возрастной запас, я люблю свой город и готов отдать ему пять лет своей жизни. А страха у меня нет", — заявил Ройзман в интервью Znak.com и дал понять, что и дело Навального тоже повлияло на решение: "Я считаю приговор в отношении Навального несправедливым и нечестным. Это преступление и огромная ошибка. Для многих людей этот поступок власти стал точкой невозврата".
В наши дни сочетание слов "Ройзман", "Гражданская платформа" и "выборы мэра" сразу вызывает ассоциации со вполне определенным исходом. Арестованный на днях со скандалом мэр Ярославля Евгений Урлашов тоже от партии Прохорова. Весьма популярный в городе Евгений Ройзман давно ссорится с властями, в его адрес тоже звучит множество обвинений, из которых при желании можно в один день слепить уголовное дело. Как будто Ройзмана прямо подталкивают в спину с криком: "А вот еще один, берите его!"
С другой стороны, в том же интервью на вопрос о возможном согласовании его выдвижения в администрации президента Ройзман отвечает: "Я полагаю, что Михаил [Прохоров] человек взвешенный и он, как это принято говорить на языке политиков, провел консультации". И продолжает: "Я в городе ни разу не проиграл ни одних выборов, и все, кого я поддерживал, тоже побеждали".
Получается, что властям стали нужны на выборах оппозиционеры. Риск народного возмущения при наличии признаков фальсификаций считается меньшим злом, чем постоянное давление со стороны популярных персонажей. Кажется, это что-то вроде вызова на дуэль, но вот кому какое оружие дадут — другой вопрос.