"Деловой Петербург". Чай для своих

Автор фото: Грин Евгений
Дмитрий Сорокин, Вероника Данилишина и еще один парень ( Алексей Чугин) -владельцы магазина Чай

Владельцы сети магазинов "Хороший чай" открывают по франшизе торговые точки, собственниками которых становятся бывшие работники сети. Это позволяет компании расти и иметь гарантированные каналы сбыта, а работникам — становиться полноценными партнерами в бизнесе.

Сеть "Хороший чай" состоит из шести магазинов (один на Садовой ул., остальные на окраинах города), к которым впоследствии добавилось "чайное пространство" под названием OpenTeaSpace и школа чайных церемоний. Проект развивают экономист Дмитрий Сорокин, 6 лет работавший в управлении по борьбе с экономическими преступлениями, юрист Алексей Чугин и психолог Вероника Данилишина. Сейчас к открытию готовятся еще четыре магазина, которые будут работать по франшизе.

Ты нам как родная

Новые магазины открывают бывшие продавцы "Хорошего чая". "Когда девушка, которая работала у нас больше года, сказала, что хочет свой магазин, мы сначала расстроились, — рассказывает Дмитрий Сорокин, — стали говорить: "Как же так, ты нам как родная". Но потом догадались, что можно организовать франшизу, и за небольшой процент предоставили ей свой бренд". Условия франшизы для каждого отличаются, но все зависит от формата сотрудничества: для бывших работников предусмотрены скидки.
Стоимость открытия точки варьируется от 200 – 300 тыс. рублей за очень маленький магазинчик до 1 млн за магазин с широким ассортиментом и чайной комнатой. Эти цифры включают в себя плату за два первых и последний месяц аренды (в основном у собственников), а также закупку товара на сумму, приблизительно равную месячной выручке.
Владелец франчайзингового магазина на ул. Есенина Полина Макарьина до открытия собственной торговой точки работала чайным консультантом более 7 лет, и собственный магазин был ее мечтой. Полина считает, что с франшизой развиваться гораздо проще, чем продвигать новый бренд. Стартовый капитал она копила несколько лет, он составил около 500 тыс. рублей.
"Здесь все определяется площадью помещения, — говорит Полина Макарьина, — у нас оно — около 15 м, и помимо расходов на дорогую аренду нужно заполнить метры стеллажами и товарами".
На окупаемость выходят через 8 месяцев. По франшизе начинают работать еще трое бывших продавцов "Хорошего чая".
Сергей Плясов, руководитель представительства Русской чайной компании в Петербурге, говорит о том, что в их компании нет такой практики: "Но сотрудники наших партнеров, насколько я знаю, открывали свои магазины. Однако бывало, что франчайзеры хотели открыть магазин буквально на соседней улице, и тогда хозяева главного магазина просили нас не продавать франшизу их сотруднику. В общем все зависит от отношений и изначальной ситуации".

История сети

Сами совладельцы "Хорошего чая" начинали с небольшого магазина на пр. Ветеранов. "На первую точку мы занимали 500 тыс. рублей без учета стоимости аренды помещения, — рассказывает Данилишина. — Кредит нам не дали, поэтому занимали по знакомым, часть суммы пришлось возвращать с большими процентами". Еще до начала собственного бизнеса предприниматели были вовлечены в чайную тему. Вероника несколько лет работала консультантом в крупной сети, торгующей чаем, но пришла к выводу, что работать на себя плодотворнее. Первое время бизнес был на грани разорения, а выйти на окупаемость магазину помог ремонт трубы, благодаря которому путь к метро стал проходить через магазин, соответственно вырос поток покупателей.
Специализированные магазины чая условно делятся на три категории: элитные, где немалая часть стоимости состоит из расходов на оформление помещения, упаковку и работу продавцов, — это "Кофейная кантата" (более 50 магазинов в России, два в Армении и один на Кипре), "Унция" (125 торговых точек в 46 городах), чайные супермаркеты, такие как "Море чая", и магазины среднеценовой категории ("Чайный канон", "Хороший чай" и др.).
По данным Euromonitor International, в России продажи чая составляют $2,3 млрд.
Российский рынок чая третий по величине в мире после Индии и Великобритании.