"Деловой Петербург". Трехмерная экспансия

Автор фото: Свистунова Валентина

В Петербурге растет количество салонов 3D–печати и дистрибьюторов 3D–принтеров. Технологию все более активно использует бизнес, нередко она изменяет производственные процессы. Впрочем, пока многие бизнесмены относятся к этой технологии настороженно.

Мировой рынок трехмерной печати переживает бурный рост из–за резкого удешевления 3D–принтеров. Эта тенденция уже затронула и Петербург, в котором увеличивается количество специализированных печатных бюро и растет конкуренция между продавцами принтеров. По прогнозам аналитиков IBM, в ближайшие 5 лет популяризация и удешевление 3D–печати приведут к изменению структуры мирового производства. Значительную долю рынка промышленной продукции могут занять мелкосерийные производители, создающие конечные изделия с применением трехмерной печати.

Рост на фоне падения

3D–принтеры, которые сейчас позволяют послойно печатать детали из специального порошка, пластика, керамики и других материалов, изобрели еще в 1980–х годах. Но долгое время технология была доступна только крупным производителям, так как цена одного устройства начиналась от нескольких десятков тысяч долларов.
С 2010 года на рынке стали появляться дешевые бытовые устройства, разработанные энтузиастами. Они смогли приступить к производству, когда срок патентов на технологию истек. Теперь 3D–принтер можно купить меньше чем за $1 тыс. В 2012 году мировой рынок принтеров составил, по разным оценкам, $1,5–2,14 млрд. К 2016 году, по оценке Wohlers Associates, он достигнет $3,1 млрд, а к 2020–му — $5,2 млрд.
В Петербурге насчитывается около 10 салонов 3D–печати, большинство из них появились в последний год. "Мы открылись год назад и пока об этом не пожалели. Спрос растет семимильными шагами", — доволен управляющий "Центром объемной печати" Кирилл Ющенко.
По его словам, заказы поступают в основном от юрлиц. Как правило, речь идет об изготовлении прототипов, например, бутылок или корпусов. Обращаются и проектировщики, которым нужно изготовить макет. Стоимость печати зависит от детализации и материала. Она начинается от 35 рублей за 1 см3. При этом стоимость порошка, из которого создается изделие, — от 7 рублей за 1 см3.

Собери себе сам

Формируется в Петербурге и рынок дистрибуции 3D–принтеров. Первой этим год назад занялась компания 3dprinters.ru. Она занимается онлайн–продажей и обслуживанием как готовых принтеров, так и наборов для самостоятельной сборки, которые, как правило, дешевле и поддаются более гибкой настройке. Компания продает 20 – 25 принтеров в месяц стоимостью от 35 тыс. рублей каждый. Большая часть из них уходит за пределы Петербурга, есть заказы и с Дальнего Востока.
"Интерес к принтерам растет. Особенно после истории с печатью настоящего пистолета. Теперь о технологии знают даже те, кто о ней ничего раньше не слышал", — доволен глава printers3d.ru Евгений Белослудцев. По его словам, главные покупатели принтеров — конструкторские бюро, реже их приобретают ремонтные мастерские. Например, в Петербурге принтер купила компания по ремонту робопылесосов: напечатать сломавшуюся деталь в десятки раз дешевле, чем заказывать ее из–за границы.
3D–принтеры появляются в ассортименте розничных сетевых ретейлеров. На этой неделе одной из первых начнет торговать ими компания "Юлмарт".

Дорогу стартапам

Потенциально сфера использования 3D–печати настолько широка, что может измениться традиционный производственный процесс.
"Через 5 – 10 лет стоимость производства с помощью 3D–печати и робототехники будет дешевле, чем традиционными методами", — заявил на Петербургском международном экономическом форуме вице–президент IBM Пол Броуди. При этом выпускать потребительскую продукцию станет выгодно более мелкими и индивидуальными партиями. А это, в свою очередь, снизит стоимость вхождения на этот рынок и даст шанс для новых производственных стартапов, в том числе и из России.
Пока в общей массе потенциальные бизнес–пользователи относятся к технологии настороженно.
"Мы думали приобрести 3D–принтер для макетирования, но в итоге нас не устроило качество материала. Да и дорого", —поделился гендиректор архитектурно–проектного бюро "А–ЛЕН" Сергей Орешкин.
3D–печать, безусловно, займет свою нишу, но у нее есть существенное ограничение — материал. Для многих видов производственных товаров он недостаточно прочен. К тому же время печати одной детали может достигать нескольких часов. Соответственно, это слишком дорого. Сейчас большинство прогнозов о массовом распространении 3D–печати — не более чем активный маркетинг. Не думаю, что 3D–принтеры когда–нибудь поселятся в каждой квартире. Здесь все то же самое, что с фотопринтерами. Мало у кого они есть. Распечатать в студии гораздо дешевле. Тем более что общедоступных 3D–принтеров в Петербурге уже выше крыши. Однако наши программные продукты 3D–печать уже поддерживают.
Илья Маз
руководитель проекта разработки системы проектирования компании "Аскон"
Лично я не видел глазами 3D–печать, только слышал. Но, на мой взгляд, это какая–то фикция. Народ якобы печатает детали пистолетов и потом их собирает либо заказывает свой собственный трехмерный портрет. Мне сложно представить, что это кому–то действительно может понадобиться. В моей типографии такая услуга точно ни к чему. Возможно, еще это может быть актуально где–нибудь на Невском проспекте, для того чтобы предлагать 3D–печать прохожим. Или в том случае, когда, допустим, сломалась шестеренка и необходимо создать ее полную копию. Но пока это всего лишь теория.
Вадим Владимиров
гендиректор ГК "Р–Принт"