"Деловой Петербург". Биотопливная революция по–фински

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Финляндия реализует амбициозные планы — к 2020 году 20% транспортного топлива финны хотят заменить на биотопливо. Его производят на заводе под Порвоо, перерабатывая не только нефть, но и отходы пищевой промышленности.

В солнечной Австралии в нескольких огромных танках растут одноклеточные зеленые водоросли. Растут быстро, чем радуют исследователей из финской Neste Oil. "Очень перспективное растение", — радуется Петри Лехмус, вице–президент по исследованиям и технологиям Neste Oil.
И правда — по сравнению с наземными растениями они производят в 5 раз больше биомассы на гектар. Если с 1 га можно получить 4 – 8 т пальмового масла, то водорослей — до 30 т. К тому же они не нуждаются в плодородной почве.
В ходе эксперимента специалисты разработают методы их культивирования и способы переработки.
"Пока топливо из водорослей очень дорогое. Пройдет еще много времени, прежде чем оно начнет применяться", — говорит Петри Лехмус.

Мимо рта

А вот отходы пищевой промышленности и растения финны уже вовсю пускают на биотопливо. На крупнейшем в Северной Европе нефтеперерабатывающем заводе под Порвоо, принадлежащем Neste Oil, не только перерабатывают тяжелые фракции нефти, но и используют тысячи тонн отходов мясной промышленности и миллионы литров растительного масла.
Биотопливо получается такого качества, что им в чистом виде можно заправлять автомобили. Петри Лехмус говорит, что уже и самолет компании Lufthansa на рейсе между Франкфуртом и Гамбургом почти 2 года использует биотопливо, правда пока в пропорции 50 на 50 с традиционным авиационным топливом. Топливо для Lufthansa производится из масла ятрофы и рыжика, а также отходов переработки мяса и рыбы.
Экологи, правда, считают, что пускать на топливо то, что можно съесть, — это почти преступление. Но Петри Лехмус парирует: "Никто не хочет есть жирное. Это отходы, которые сейчас утилизируются".
Сейчас Neste Oil производит 2 млн т биотоплива в год и 15 млн т дизельного топлива из нефти. Neste Oil занимается зелеными технологиями уже седьмой год, но лишь в I квартале этого года впервые получила от них прибыль.

Откуда дровишки

Пока самые большие перспективы все же за древесными отходами. Тем более что леса в Финляндии много, а спрос на бумагу медленно, но падает.
"Финляндия производит 100 млн м3 древесины в год, в то время как используется лишь половина. У нас больше леса, чем мы можем пустить в дело", — говорит Юкка Лескеля, директор подразделения по производству энергии Finnish Energy Industries. Невостребованный лес и отходы лесопереработки все активнее используются в производстве биотоплива. Спрос на него в Евросоюзе растет примерно на 7% в год. Планируется, что доля биотоплива в транспортном топливе вырастет к 2020 году до 10%. У финнов цели более амбициозные — увеличить его долю до 20%. В целом 36% всей энергии в Финляндии должно через 7 лет производиться из возобновляемых источников.

Из коры и щепок

Заправка в Эспоо напоминает автобусную остановку — такой же навес, вот только под ним не скамейка для ожидающих, а терминал для оплаты и установка для заправки. Всего у финской компании Gasum (25% акций принадлежит ОАО "Газпром") 18 таких АЗС по всей Финляндии, из них 14 продают биогаз. Паси Торри, глава департамента биогаза и возобновляемых источников энергии Gasum, говорит, что треть клиентов выбирает именно биогаз, хотя он на 7% дороже, чем природный. И все ради того, чтобы снизить нагрузку на окружающую среду. К 2025 году Gasum планирует 10% топлива производить из возобновляемых источников.
В ближайшие несколько лет около 400 млн евро будет инвестировано в новые заводы по производству "зеленого" топлива. "Древесных отходов, которыми могут снабдить леса Финляндии, хватит для производства двух третьих всего газа, потребляемого в Финляндии", — калькулирует Паси Торри. В планах Gasum — строительство завода в Йоутсено в Южной Финляндии, который будет производить биотопливо из щепы и коры. Создание завода обойдется примерно в 300 млн евро.

По всем фронтам

Исследования идут по всем фронтам: финны пытаются задействовать даже выхлопы от автомобиля. Так, в Университете Аалто (Хельсинки) ученые разрабатывают термоэлектрические генераторы, вырабатывающие энергию при наличии разницы температур.
"Такие генераторы могут использовать тепло выхлопных газов автомобильных моторов для выработки электрического тока. За счет этого можно сделать автомобили на 8% эффективнее", — говорит Маарит Карппинен, специалист в области материаловедения Университета Аалто.
Работают ученые и над тем, как заряжать телефоны от тепла человеческого тела.
Полученной энергии недостаточно, чтобы полностью зарядить телефон, но хватит на 20 – 30 минут разговора.