Некультурная зарплата

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Государственный музей Эрмитаж. Посетители смотрят на полотна импрессионистов.

Dp.ru проверил, как власти регионов выполняют обещание президента поднять зарплату работников культуры. Заметного роста не наблюдается: реальные доходы подчас вдвое меньше обещанных. Чиновники продолжают обещать: теперь — что успеют к концу года.

Мы обратились в администрации Петербурга, Архангельской, Костромской, Рязанской, Ленинградской, Свердловской областей, республик Дагестан и Чечня, Краснодарского края. Получить ответ удалось лишь от Ленинградской области. В других регионах нам не смогли оперативно ответить, достаточно ли в бюджете средств для повышения зарплат работникам культуры и удается ли вообще следовать намеченному плану роста зарплат.
Как рассказали в комитете по культуре Ленинградской области, к концу года зарплата работников культуры должна составлять 68% от средней по региону. «Получится в среднем 20,2 тыс. рублей. Таким образом, повышение заработной платы в текущем году составит 15%», — рассказали нам в правительстве, заверив, что на стимулирующие выплаты в бюджете запланирован объем средств, значительно превышающий прошлогодний уровень, и что достижение целевых показателей ни в коем случае не планируется за счет увольнения сотрудников.
На текущий момент перспектива выполнения поставленной президентом задачи кажется туманной. На сайте министерства культуры размещена информация о показателях средней заработной платы работников учреждений культуры, которых необходимо достичь к концу года и отчет по итогам первого квартала.
Представленная ниже таблица демонстрирует размер запланированных и реальных зарплат по всем регионам страны. Реальные показатели приводятся по итогам первого квартала и датированы маем этого года, и мы не исключаем, что на текущий момент ситуация могла измениться. Тем не менее, из таблицы видно, что почти за полгода до конца срока реализации проекта разрыв между плановым и реальным показателями может составлять и 1,5, и даже больше чем 2 раза.
Так, например, в Ленинградской области прогноз средней зарплаты к концу года — 29,7 тыс. рублей, а пока реальные зарплаты меньше в 1,8 раз – в среднем 16,47 тыс. рублей. В Петербурге к концу года рост зарплаты запланирован до 36,4 тыс. рублей, по итогам же первого квартала получилось только 24,91 тыс. рублей.
Самый большой разрыв между показателями наблюдается в Забайкальском крае – там реальная зарплата меньше запланированной в 2,8 раз: 9,3 тыс. рублей против обещанных 26, 2 тыс. Также разрыв более, чем вдвое, наблюдается в Рязанской, Оренбургской областях, Краснодарском крае, на Чукотке. Самый маленький разрыв – в 1,39 раза — в Москве: 39,35 тыс. рублей против 55,82 тыс.
Таблица показывает печальное состояние и всей отрасли культуры в целом. Не той, что гонится за деньгами, так называемой поп-культуры, а той, что зависит от прихоти чиновников. На это указывает соотношение между зарплатой работников культуры и средним уровнем зарплаты по региону. В большинстве случаев налицо разница в два, а то и больше, раза.
По данным Росстата, средняя зарплата в Карачаево-Черкесии, например, составляет 16 тыс. рублей. Зарплата работника культуры в этом же регионе самая низкая в стране — всего 7,92 тыс. рублей. Самая большая средняя зарплата по России — в Чукотском автономном округе — 65 тыс. рублей, работники культуры там получают 33 тыс. рублей. Похожие пропорции сохраняются и в других регионах: Московская область с "усредненными" 32,9 тыс. рублей и "культурными" 18,32 тыс. рублей; Ленинградская область с 27,47 тыс. рублей против 16,47 тыс.; республика Дагестан с 15,25 и 8,8 тыс. рублей; Тверская область с 20,53 тыс. и 11,35 тыс. рублей.  
Информация о средней заработной плате работников учреждений культуры в I квартале 2013 года в разрезе субъектов Российской Федерации
№ п/пНаименование субъекта Российской ФедерацииПрогноз средней заработной платы по субъекту РФ в 2013 году, рублейСредняя заработная плата работников учреждений культуры в 1 кв. 2013 г. (данные ежемесячной отчетности субъекта РФ), рублей
1234
1Республика Адыгея18 139 9 918
2Республика Алтай19 143 8 705
3Алтайский край18 278 8 462
4Амурская область28 886 11 669
5Архангельская область28 656 12 352
6Астраханская область20 057 10 183
7Республика Башкортостан 22 954 10 594
8Белгородская область21 918 12 819
9Брянская область18 165 8 677
10Республика Бурятия24 035 13 742
11Владимирская область 20 180 10 995
12Волгоградская область20 930 10 174
13Вологодская область25 471 11 370
14Воронежская область 21 428 9 470
15Республика Дагестан14 887 8 854
16Еврейская автономная область28 300 10 604
17Забайкальский край26 204 9 300
18Ивановская область18 015 10 111
19Республика Ингушетия19 353 10 353
20Иркутская область28 130 13 072
21Кабардино-Балкарская Республика17 610 9 136
22Калининградская область 24 510 13 333
23Республика Калмыкия16 830 9 122
24Калужская область 26 529 13 525
25Камчатский край45 821 27 098
26Карачаево-Черкесская Республика17 140 7 919
27Республика Карелия28 300 14 219
28Кемеровская область25 948 12 101
29Кировская область18 690 8 499
30Республика Коми36 275 14 616
31Костромская область18 171 8 617
32Краснодарский край 24 285 11 555
33Красноярский край31 472 12 653
34Курганская область 18 940 9 087
35Курская область20 645 11 198
36Ленинградская область 29 700 16 474
37Липецкая область 21 685 10 661
38Магаданская область 54 676 25 164
39Республика Марий Эл17 165 8 515
40Республика Мордовия17 686 9 387
41г. Москва 55 820 39 352
42Московская область35 872 18 329
43Мурманская область40 560 20 022
44Нижегородская область24 053 9 544
45Новгородская область22 599 12 154
46Новосибирская область 26 270 14 743
47Омская область25 100 12 660
48Оренбургская область19 885 9 873
49Орловская область18 217 9 587
50Пензенская область23 398 8 027
51Пермский край24 165 12 188
52Приморский край30 580 14 176
53Псковская область21 165 10 035
54Ростовская область21 699 11 039
55Рязанская область 21 337 9 342
56Самарская область23 480 11 648
57г. Санкт-Петербург36 408 24 913
58Саратовская область20 034 11 549
59Республика Саха (Якутия)45 797 19 229
60Сахалинская область48 520 26 184
61Свердловская область28 365 14 443
62Республика Северная Осетия-Алания17 222 9 194
63Смоленская область20 329 9 026
64Ставропольский край21 108 10 147
65Тамбовская область19 000 10 795
66Республика Татарстан26 100 12 603
67Тверская область 23 500 11 356
68Томская область 30 020 13 712
69Тульская область21 878 10 909
70Республика Тыва 23 100 10 389
71Тюменская область30 900 17 454
72Удмуртская Республика20 185 10 406
73Ульяновская область19 335 9 056
74Хабаровский край32 520 17 689
75Республика Хакасия26 165 12 302
76Ханты-Мансийский автономный округ - Югра54 181 27 317
77Челябинская область25 012 9 540
78Чеченская Республика18 728 9 136
79Чувашская Республика19 200 9 958
80Чукотский автономный округ 69 792 33 054
81Ямало-Ненецкий автономный округ68 541 35 476
82Ярославская область22 232 13 437
83Ненецкий автономный округ 62 354 41 117
Источник: Минкультуры РФ
В мае 2012 года глава государства поставил задачу повысить среднюю заработную плату работников учреждений культуры. Средний плановый показатель был высчитан исходя из уровня средней зарплаты по экономике субъекта федерации. Под действие этого закона попадают все работники культуры: библиотекари, экскурсоводы, работники домов культуры, парков и музеев, имеющие высшее культурологическое или творческое образование, вносящие вклад в духовное развитие граждан страны.
Спустя год, в мае 2013, министр культуры РФ Владимир Мединский заявлял, что к 2018 году планируется увеличение фонда оплаты труда более чем в 2,3 раза, в результате чего ежегодно должен происходить прирост зарплаты на 15%. Для этого в 2013 году из федерального бюджета было выделено дополнительно 4 млрд рублей.
По словам министра, средняя заработная плата работников федеральных учреждений культуры выросла в первом квартале 2013 года на 8,7% и достигла в среднем 28,8 тыс. рублей. В подчиненных региональным властям учреждениях рост был менее заметен — средняя зарплата работников культуры в регионах достигла почти 13,5 тыс. рублей, рассказывал министр.
На совещании членов правительства министр культуры Владимир Мединский подчеркивал, что особое внимание самим учреждениям следует уделить активному поиску внебюджетных средств финансирования. "Вплоть до увеличения времени работы учреждений в вечерние часы, проведения самостоятельной реорганизации. Кроме того, мы взяли под жесткий контроль зарплаты руководителей учреждений культуры. Подавляющему большинству руководителей установлено соотношение не более 1 к 8 – хочешь получать больше, обеспечь эффективную работу, повысь зарплату своим сотрудникам", – говорил Мединский.
В работе по улучшению качества жизни работников культуры министерство рассчитывало также на желание учреждений работать над собой и меняться. Согласно письму, адресованному всем учреждениям культуры, увеличение заработной платы работников невозможно без реорганизации учреждений. Для этого потребуется не только исключить дублирующие структуры и отдать выполнение непрофильных функций на аутсорсинг, но и кардинально изменить кадровую политику. Министерство настаивает на оптимизации численности персонала за счет перераспределения его функциональных обязанностей и сокращения числа управленцев на 25-20%. Также министерство культуры советует перевести работников творческих профессий на срочный трудовой договор.
Представители культурных учреждений сходятся в том, что далеко не все такие организации даже частично смогут перейти на самоокупаемость для увеличения зарплатного фонда. Заместитель генерального директора российской национальной библиотеки Владимир Александров подчеркнул, что перед организациями культуры всегда стоит задача увеличить привлечение дополнительных средств. "Другой вопрос, что бюджетная организация не сможет полностью перейти на автономное финансирование", — считает он.
По словам заместителя исполнительного директора союза работников культуры Анатолия Попова, в погоне за дополнительными средствами само понятие культуры может деградировать. "Все это мы уже по многу раз проходили. Мировая практика говорит об обратном, что настоящая культура, а не эрзацы, а-приори должна быть дотационной. Когда эта серьезная работа по поиску источников финансирования перекладывается на плечи учреждений культуры, то это непременно ведет к потере ее истинной ценности, как на дрожжах появляются различные подделки и суррогаты", — рассуждает Анатолий Попов.
Директор музея "Исаакиевский собор" Николай Буров высказал предположение, что в погоне за реализацией плана некоторые учреждения могут начать увольнения. "Такая мера неприемлема. Руководителям нужно в первую очередь думать о том, чтобы коллектив был в рабочем состоянии", — пояснил он, отметив, что в решении вопроса о самоокупаемости необходимо дифференцировать учреждения по их специфике.
"Нельзя требовать от детской библиотеки эффективности востребованного культурного продукта. Эти учреждения должны на 100% финансироваться государством", — рассказал он, добавив, что необходимо добиваться увеличения бюджетного финансирования лишь там, где это необходимо, и не мешать тем, кто может зарабатывать самостоятельно.