Комитет Госдумы в пятницу направил в правительство на согласование доработанный законопроект о банкротстве физлиц. Директор по развитию бизнеса агентства Filbert Максим Богомолов – о том, почему банкротом сможет стать только обеспеченный бизнесмен.
Комитет Госдумы по собственности направил в правительство на согласование доработанный и готовый к принятию во втором чтении законопроект о банкротстве физлиц. Новый вариант закона стал гораздо строже к должникам. Банкротство будет доступно только крупным должникам с долгом от 300 тыс. рублей. Также закон закрывает перед должником возможность самостоятельно проводить процедуру, обязывая его привлечь финансового управляющего.
Закон о банкротстве нужен и принят будет рано или поздно. Это мировая правовая норма, которая будет существовать и в России.
Не могу сказать, что коллекторы или банки сильно заинтересованы в этом законе или его отсутствии. Мы всегда стоим на позиции закрытия долга, если должник сочтет возможным закрыть свой долг через процедуру банкротства — это тоже вполне рабочая ситуация, лучшая, чем глухой невозвратный долг, отягощающий резервы банка или считающийся убытком компании, купившей его у банка. Прошлая редакция еще могла предполагать обращений физлиц на проведения процедуры банкротства, так как сейчас не менее 7 млн человек из 140 млн официальных жителей России имеют непогашенные обязательства перед банками и цессионариями.
Но предложенные поправки поднимают порог суммы долга, при которой можно выходить на процедуру банкротства до 300 тыс. рублей, и шквала обращений ожидать не стоит. Это будет затратная процедура, длящаяся до 2 лет, в рамках которой нужно будет оплатить работу финансового управляющего (от 10 тыс. рублей в месяц). Самостоятельно должник проводить процедуру не сможет — все это по силам далеко не каждому должнику, и затраты на проведение процедуры банкротства будут колебаться вокруг тех же 300 тыс. рублей.
По предложенной процедуре предполагалось, что сам гражданин обязан подать заявление о собственном банкротстве по сумме от 300 тыс. рублей долга при условии, что исполнение обязательств хотя бы перед одним кредитором повлечет невозможность исполнения обязательства перед другими кредиторами. Гражданин обязан привлечь за свой счет в дело о банкротстве финансового управляющего.
Статус банкрота будет также накладывать ряд ограничений на гражданина: в течение 5 лет с момента банкротства физическое лицо при обращении за кредитом обязано будет информировать о своем банкротстве.
В условиях растущего рынка кредитования растет и объем просроченной задолженности, это нормальный экономический процесс, нормальным также является формирование законодательной базы по вопросам операций с просрочками и долгами. Но одновременно существуют две тенденции: защита прав потребителя (должника) и формирование условий для взыскания долга. Просроченная задолженность — тяжелое бремя для экономической системы и общества.
На данный момент нет никакой процедуры банкротства физлиц, и она бесспорно должна существовать. Предложенная редакция является жесткой, но справедливой, она позволит судам накопить практику исполнительного производства, не вызывая перегруза судебных органов.
Комментарии экспертов по актуальным темам читайте на сайте "Делового журнала".