"Деловой Петербург". Метро строят наобум

Автор фото: Ваганов Антон

Смольный снова меняет планы по вводу новых станций метро: финансирование снижается, запуск переносится на неопределенный срок. У Фрунзенского радиуса до сих пор нет проекта, а новые станции на Васильевском острове вообще перестали значиться в планах.

Смольный в очередной раз поменял планы по вводу новых станций метро. Теперь к 2019 году планируется открыть 12 станций вместо 16, сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), который с этого года курирует строительство подземки вместо комитета по транспорту (КТ).
Сроки запуска некоторых станций перенесли на более поздний срок. Например, Красносельско–Калининскую линию начнут строить не в 2013 году, а в 2014–м. Ее проект еще не готов, поэтому выделять деньги на прокладку ветки нет смысла, рассудили в Смольном и урезали на 2 млрд рублей бюджетное финансирование "Метростроя" в этом году.
Фрунзенский радиус запустят на год позже, чем обещали, — в 2017–м. А станции "Зоопарк", "Шкиперская" и "Морской фасад", которые должны были открыться в течение 6 – 7 лет, в плане вообще не значатся. Когда начнется их прокладка, в КРТИ не уточнили.

Без плана

Причем изменения планов прокладки метрополитена не утверждены петербургским правительством. Официально продолжает действовать постановление Смольного от июня 2011 года о планах развития метрополитена до 2025 года. А это значит, что с метростроевцев никто не снимает ответственности за ввод новых станций в срок.
По словам генерального директора ОАО "Метрострой" Вадима Александрова, компания вынуждена строить Фрунзенский радиус по проекту, который до сих пор не прошел госэкспертизу и поэтому не получил денег из бюджета. "Мы пока строим за свой счет, потому что не можем остановить работы в тоннелях, дожидаясь денег. Люди и техника будут простаивать, я должен буду оплачивать им этот простой, а потом все равно с меня потребуют ввести станции в ранее намеченные сроки", — говорит Вадим Александров.
Почему до сих пор не утвержден проект, который, по информации КТ, был готов еще в 2011 году, в КРТИ не говорят. Зато в "Метрострое" пояснили, что проблема связана с резервированием участков для станций. Еще в 2010 году проектировщики сообщили городскому комитету по градостроительству и архитектуре (КГА), где нужно выделить участки. Но КГА их так и не зарезервировал. Раз нет градостроительных документов, проект не может пройти экспертизу. КГА выдать документы не может, потому что участки, где должно строиться метро, принадлежат частным собственникам или сдаются в долгосрочную аренду. Те же проблемы и у Красносельско–Калининской линии.
Вадим Александров отмечает, что не знает, сколько денег "Метрострой" получит в этом году. Об этом, впрочем, достоверно не известно никому. В КРТИ утверждают, что на метро предусмотрено 11,7 млрд рублей. Депутат петербургского парламента Борис Вишневский говорит, что 11,1 млрд, а глава комитета финансов Эдуард Батанов заявляет, что после майской корректировки бюджета финансирование сократили до 10,6 млрд.

Без метро даже лучше

Девелоперы равнодушны к изменению планов развития подземки. "Многим покупателям жилья не важно, будет рядом с их домами метро через год или через 5 лет", — говорит глава аналитической службы Setl City Олег Пашин.
В холдинге " Адамант " (лидирует по числу торговых центров, расположенных рядом с метро) отмечают, что цены и ставки аренды коммерческой недвижимости не всегда повышаются после открытия метро по соседству. Так, ввод "Волковской" почти не повлиял на привлекательность зоны вокруг нее — поток пассажиров здесь очень мал. Более того, при большой проходимости станции около нее вырастает множество торговых комплексов, и из–за конкуренции арендные ставки могут упасть. "Мы не ориентируемся на планы по развитию метро, они очень приблизительны. Конечно, определенность на 20 лет в этом вопросе была бы полезна и для девелоперов — они могли бы точнее планировать бизнес, и для города, который мог бы заранее резервировать землю для станций. Сейчас на освобождение участков уходит много времени и денег", — говорит глава совета директоров "Адаманта" Дилявер Меметов.