Придушивание чужих "голосов"

Ассоциация "Голос", деятельность которой приостановлена по решению Минюста, создает новую организацию с похожим названием. Чиновники могут гоняться за юрлицами, но не за конкретными людьми, и запретить их вряд ли получится.

АНО "В защиту прав избирателей "Голос" на следующей неделе проведет учредительную конференцию новой организации под рабочим названием "За честные выборы "Голос". По словам заместителя исполнительного директора "Голоса" Григория Мелконьянца, юридически это будет фонд.
"Голос" — организация, занимающаяся наблюдением за выборами и на этой ниве получившая немалую известность. На последних выборах Госдумы и президента ассоциация запускала проект "Карта нарушений", где любой пользователь мог оставить анонимное сообщение о злоупотреблениях административного ресурса. Кроме того, правозащитники вели альтернативный подсчет голосов, по которому выходило, что результаты партии власти завышены. Реакция властей была довольно раздражительной, и во многом именно активность "Голоса" вдохновила Госдуму на принятие закона об "иностранных агентах".
Весной Минюст предпринял наступление на ассоциацию, через суд добившись наложения на нее и ее руководство штрафов общей сложностью 400 тыс. рублей и потребовав зарегистрироваться в качестве "иностранного агента". Хотя в "Голосе" утверждали, что после вступления закона в силу никакого финансирования из-за рубежа не получали. В июне Министерство на полгода приостановило деятельность ассоциации, то есть во время сентябрьской выборной кампании она, по идее, должна была быть исключена из процесса.
Единороссы страшно недовольны. На днях депутат Александр Сидякин в очередной раз выступил с критикой на заседании Госдумы, назвав "Голос" в числе "НКО-грантоедов", которым ни в коем случае нельзя позволять "диктовать повестку и навязывать ценности".
Но как показывает практика, окончательно заткнуть общественное движение постановлением или приказом практически невозможно. Скажем, в свое время официально запретили НБП, но Эдуард Лимонов-то никуда от этого не делся, и его сторонники тоже. Сейчас они пребывают в организации "Другая Россия" и недавно прошедший в Петербурге суд показал, что признать одну организацию другой не получается. В бизнесе перерегистрация под другим названием для ухода от каких бы то ни было проблем тоже не редкость, вспомнить хотя бы трансформацию строительной компании "ЛЭК" в "Л1".
Активность зависит не от названия и юридической формы, а от людей, а запрета на занятие политической деятельностью для частных лиц в России нет, в отличие, кстати, от многих других стран. Чиновники могут отказаться регистрировать "Голос" в новом качестве, но и это не поможет добиться конечного результата  можно создать еще одну организацию, можно целую сеть, а можно вообще ничего не создавать официально. В конце концов, незарегистрированные партии у нас в стране зачастую более известны и популярны, чем десятки зарегистрированных.
Власть полагает, что обладает монополией на лицензирование политики, однако это справедливо лишь для тех, кто и так находится в рамках этого лицензирования. А тем, кто не надеется получить профит от официальных властей, лицензия по сути и без надобности.