"Деловой Петербург". В Балтийском банке забурлило

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов

Совладельцы Балтийского банка Олег Шигаев и Андрей Исаев, по данным dp.ru, делят бизнес. На рынке говорят о серьезном конфликте между партнерами. На кону — судьба недвижимости ЗАО "ПАН", стоимость которой оценивают в 600 млн евро.

В Балтийском банке обострился конфликт акционеров. Бывшие партнеры — основные владельцы банка Олег Шигаев и Андрей Исаев делят бизнес и борются за недвижимость, купленную в нулевые годы на деньги кредитной организации. Стоимость активов эксперты оценивают в 600 млн евро. Партнеры стараются конфликт не афишировать. Но в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти уже находятся несколько их встречных исков. И близкие к бизнесменам источники наличие проблем подтверждают.
Это не первый конфликт собственников крупного бизнеса, разгоревшийся за последние годы в Петербурге. Да и в самом Балтийском банке еще помнят внутренние распри конца 1990–х, активным участником которых СМИ называли Олега Шигаева.

Бывший железнодорожный банк

Балтийский банк является правопреемником основанного в 1989 году Ленинградского банка железнодорожного транспорта "Ленжелдорбанк". Со дня основания и до 2005 года эта кредитная организация являлась расчетным банком Октябрьской железной дороги (ОАО "ОЖД"), которая владела 8% акций банка. В середине 1990–х годов ОЖД формировала 80% пассивов Балтийского банка. Теперь банк по активам (84 млрд рублей) уверенно держится в седьмом десятке рейтинга кредитных учреждений РФ.
Собственный капитал банка на конец 2012 года составлял 7,8 млрд рублей. Стоимость банка, таким образом, можно оценить в 4 – 5,5 млрд рублей, потому что покупатели акций российских банков совершают сделки исходя из капитализации в 0,5 – 0,7 собственного капитала. К примеру, недавнее SPO банка "ВТБ" прошло по 4,1 копейки за акцию, тогда как собственный капитал банка в пересчете на акцию — 6,5 копейки. А в конце 2012 года НПФ "Благосостояние" купил Абсолют Банк у группы "KBC" за 0,68 капитала.

Президент и его тень

Президентом и основным публичным владельцем банка до последнего времени был Олег Шигаев. Андрей Исаев, будучи все это время членом совета директоров банка, совладельцем себя не называл и оставался в тени: партнеры владели 99,75% банка через ООО "Балтийский торговый дом", в котором имели по 50%. При этом еще в 1992 году Андрей Исаев основал Петербургское агентство недвижимости (ЗАО "ПАН") и был известен как один из лидеров петербургского рынка коммерческой недвижимости.
ПАН принадлежит десяток знаковых объектов недвижимости в Петербурге. Их рыночную стоимость эксперты АРИН оценивают в 600 млн евро. Участники банковского рынка полагают, что многие, если не все, активы ПАН приобретало на кредиты Балтийского банка.

Признаки конфликта

Первые признаки корпоративной войны между Андреем Исаевым и Олегом Шигаевым появились весной текущего года.
Балтийский банк подал иски в Арбитражный суд СПб и Ленобласти к двум структурам ПАН: ЗАО "Зингер" (управляет Домом Зингера) и ООО "Мойка, 22" — о взыскании долгов по кредитам, выданным еще в 2005 году. В рамках второго иска банк потребовал ареста здания, после чего ответчик сразу погасил долг в размере 310 млн рублей. Тогда сторонние юристы отмечали, что такой иск мог быть простой формальностью, призванной уладить спорный вопрос между партнерами. Однако в течение мая–июня 2013 года в суд поступили новые иски. Сначала банк расторг договор с ПАН на доверительное управление зданием БЦ "Северная столица", которое тут же было продано аффилированным с банком структурам.
Тогда же в суд поступил иск банка к УК о взыскании с последней 262 млн рублей. В рамках этого иска Балтийский банк потребовал наложить арест на счета ПАН в Балтийском банке, с которых, по утверждению банкиров, предпринимаются попытки вывода средств. Затем уже со стороны принадлежащей Андрею Исаеву УК "ПАН–траст" в арбитраж поступил иск к Балтийскому банку о расторжении договора банковского счета.
Кроме того, на фоне судебных перипетий произошли изменения в структуре акционерного капитала Балтийского банка: из него вышло ООО "Балтийский торговый дом". Общество передало акции банка самим бенефициарам: Олег Шигаев и Андрей Исаев стали владеть по 49,87% банка.

Тихая война

Владельцы Балтийского банка факт внутрикорпоративного конфликта не афишируют. Представитель Исаева заявил dp.ru, что отношения у партнеров нормальные. "А поданные в арбитраж иски — чисто технические", — утверждает он.
В окружении Шигаева комментариев не дают.
Тем не менее источники, знакомые с ситуацией, излагают следующую версию: "Предыстория такова. Шигаев попросил Исаева, у которого накопилось определенное количество просрочек по кредитам, ссылаясь на последние инструкции Центробанка, временно усилить залоги и кое–где добавить обеспечения по кредитам. Тот выполнил просьбу. После этого Шигаев получил возможность усилить прессинг", — изложил версию источник dp.ru.
Юристы также говорят, что события последних месяцев в совокупности складываются в достаточно четкую картину раздела бизнеса.
"Если один иск мог быть формальностью, то серия исков — это уже серьезный звонок", — комментирует глава юридической компании "РосРазвитие–СПб" Игорь Елисеев. А переход партнеров от совместного ООО к непосредственному владению своими пакетами акций, по его словам, — красноречивый признак наличия разных мнений относительно развития бизнеса. "Если в рамках ООО партнеры должны были решать все вопросы между собой, то теперь им можно вообще не пересекаться, по–разному голосовать на собраниях акционеров и командовать своими представителями в совете директоров", — поясняет юрист.

Опытный боец

Балтийский банк не в первый раз переживает конфликт совладельцев.
В предыдущей схватке, которая происходила 15 лет назад, также принимал активное участие Олег Шигаев.
Тогда он работал заместителем министра путей сообщения, куда перешел с должности первого вице–президента Балтийского банка. Шигаев, по данным СМИ, неформально контролировал ЗАО "Балтийский торговый дом" (БТД), одно из крупных пайщиков Балтийского банка, существовавшее тогда в форме ТОО (товарищества с ограниченной ответственностью).
Крупнейший пакет паев в капитале банка принадлежал тогда подразделению РЖД — Октябрьской железной дороге. Но "оппозиционные" совладельцы во главе с БТД предпринимали агрессивные шаги против ОЖД: созывали альтернативное собрание пайщиков, оспаривали в суде назначение председателя правления банка. К слову, эту должность занимала Ольга Казанская, ныне вице–губернатор Петербурга.
Подоплекой конфликта в банке могло быть нежелание отдавать крупные кредиты, полученные структурами, аффилированными с БТД. ОЖД одержала верх в том противоборстве и вскоре увеличила свою долю в капитале банка до контрольного пакета, но Олег Шигаев в 2000 году возглавил банк.
Впоследствии структура владельцев банка несколько раз менялась и в итоге приняла свой нынешний вид.
Описанная ситуация между партнерами Балтийского банка мне чем–то напоминает недавнюю ситуацию в банках ВЕФК и БТА. Там тоже на деньги банков акционеры приобретали огромное количество активов в своих интересах (и часто в противовес интересам банка), а также кредитовали свой личный бизнес. Как известно, все закончилось печально: и Александр Гительсон (ВЕФК), и Мухтар Аблязов (БТА) свои банки потеряли, получили уголовные дела и объявлены в международный розыск. В случае Исаева и Шигаева проблема усложняется конфликтом партнеров, на фоне которого эти проблемы становятся еще ощутимее. В данном споре я бы посоветовал сторонам задуматься над будущим своего банка. Есть серьезная угроза потерять бизнес, который строили много лет. Банк лучше вовремя продать, очистив от проблемных активов, чем потерять. Если договориться не удастся, надо искать хороших юристов и готовиться к войне.
Константин Крутильников
Управляющий Партнер S&K Vertical