"Деловой Петербург". Привести клиентов в нужное место

Автор фото: Trend/Евгений Иванов

Петербуржец Евгений Костылев (26 лет) и москвич Артемий Устименко (28 лет) дают предпринимателям платные консультации по ведению активности в сети Foursquare.

Весной 2009 года Евгений Костылев, работавший IT–специалистом в сети кинотеатров, узнал о появлении Foursquare — уникальной на тот момент (и самой популярной сейчас) социальной сети с геопозиционированием — регистрацией координат расположения пользователя (в основном через GPS). Евгений начал изучать возможности Foursquare.

Шнурок для iPhone

Появление этой социальной сети порадовало владельцев разнообразных заведений: те быстро смекнули, что check in (отметками о месторасположении) можно завлекать клиентов. Поэтому начиная с 2010 года, когда Петербург получил статус отдельного города на карте Foursquare (до этого он был пригородом Хельсинки), check in стали стихийно осваивать местные предприниматели. Евгений, однако, быстро заметил, что предприниматели часто размещали ложные или глупые предложения: "Один крупный "сотовый" ретейлер обещал шнурок в подарок за покупку iPhone и этим надеялся завлечь покупателей".
Евгений — суперпользователь Foursquare (статус за долгий "стаж" пользования), то есть он может редактировать любую информацию. Поэтому в первые годы работы с Foursquare он старался очищать карту Петербурга от точек, созданных не по правилам. Но вскоре Евгений решил действовать по–другому, а именно помогать бизнесу делать это правильно. Первые консультации, в феврале 2012 года, Костылев решил дать своему другу Эльдару Кабирову, совладельцу ресторана "Абажур". Месяц спустя его посещаемость выросла на 20%. Испытания на других заведениях показали, что рост был связан именно с кампанией в Foursquare.
Тогда Костылев решил, что навыки работы с Foursquare нужно монетизировать. Он зарегистрировал компанию "Форскверик" и начал предлагать платные консультации петербургским заведениям. Среди первых крупных клиентов оказались сети "Якитория" и "Пиворама".
Весной 2012 года Евгений привлек к проекту своего знакомого, московского предпринимателя Артемия Устименко: "Я увидел, что Артемий не уступает мне в знаниях о Foursquare и как никто другой подходит на роль партнера".
Сейчас у предпринимателей подписаны контракты с 70 заведениями Петербурга. В планах — до конца 2013 года масштабировать бизнес на Москву и другие города России и СНГ.

Статус из Нью–Йорка

По словам Артемия Устименко, подобную услугу вряд ли сможет предложить кто–то еще, и не только благодаря знаниям о сети: в ноябре 2012 года он встретился с топ–менеджерами Foursquare в Нью–Йорке. В результате "Форскверик" вошел в список "доверенных" проектов Foursquare, и этот статус, считает Устименко, в ближайшие годы будет недостижим для кого–либо в России: "Сначала они возмущались, что мы "хозяйничаем" в 5–миллионном городе. Но успокоились, когда поняли, что мы только способствуем продвижению Foursquare в России".
По подсчетам бизнесменов, в Петербурге сейчас более 200 тыс. пользователей Foursquare. "К концу года эта цифра, скорее всего, удвоится, а через 2 года достигнет 1 млн", — считает Артемий.
Приблизительно в той же пропорции, полагает москвич, должны вырасти обороты "Форскверика", к июню 2013 года превысившие 2 млн рублей.
"Сейчас мы наблюдаем если не пик активности в Foursquare, то уж точно его рост, — говорит Антон Ковалевский, генеральный директор компании YellowBanana (занимается SEO–оптимизацией). — Сервис популярен у пользователей и, несомненно, полезен для заведений. Посмотрите статистику check in в ТРЦ "Галерея" — там их более 300 тыс., и более 60 тыс. пользователей. Все они ищут, чего бы такого им еще купить".