История о личностях

Разработчики единого учебника истории представили для обсуждения проект его концепции. Она предполагает повышенное внимание к роли личности в истории и проблемам духовной жизни России. Учебник не собирается "заканчивать историю" в 2000 году.

Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории представила наконец проект историко-культурного стандарта преподавания истории в школах. В рабочую группу под руководством спикера Госдумы Сергея Нарышкина входит несколько десятков профессоров, ректоров, ученых и школьных преподавателей.
Единый учебник поручил написать Владимир Путин в феврале, к 1 ноября он должен быть готов. Президент при этом высказал пожелания одновременно и к тому, чтобы не было никакого "разброса в понимании истории", и к тому, чтобы учителя обращали внимание учеников на "разные оценки событий". Историки пришли в некоторое недоумение, но взялись за дело. Наблюдатели тем временем язвительно прохаживались на тему того, что теперь историю будут преподавать в русле госпропаганды.
В преамбуле авторы концепции пишут, что в школьных учебниках необходимо "исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России". Нетрудно догадаться, что имеется в виду под "в том числе" — например, сталинские депортации народов. Изложение материала в учебнике "должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности".
Хорошо, что признается наличие у школьников интернета. То есть сам учебник, говорится в концепции, не должен быть перегружен цифрами и второстепенными именами, а должен — стимулировать учащихся к  получению исторических знаний из других источников. Задача учителя — обучение критическому мышлению и анализу.
Одной из главных задач провозглашается акцент на идее гражданственности и взаимодействия общества и власти. Старшеклассникам будут подробно рассказывать об опыте гражданской активности и местного самоуправления — общинах, гильдиях, кооперативах и так далее. При этом, оговариваются авторы, "следует проводить четкую грань между "нормальными проявлениями" гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности". Вообще, в российской истории было немало моментов, когда гражданская активность, даже вполне официальная, как раз объявлялась экстремизмом. Будет интересно прочитать, как в свете этих установок учебник будет рассказывать, например, о новгородском самоуправлении и последующим разорении Новгорода.
Духовной и культурной жизни по новой концепции будет уделяться повышенное внимание. "Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности", говорится в тексте. Все содержание учебника "должна пронизывать" история религий, в первую очередь православия, а количество часов по истории культуры увеличат. Она рассматривается как "непрерывный процесс обретения национальной идентичности".
А это, в свою очередь, необходимо для формирования представления о России как едином многонациональном пространстве. Платформа в кратком изложении звучит так: "мы граждане великой страны с великим прошлым" ("это должно стать опорным пунктом учебника"), "должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории", "трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания".
Интересно, что авторы предлагают "создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны". Этот подход может сильно пригодиться в главах, посвященных событиям 1990-х годов и наших дней, если, конечно, его не вымарают в итоге.
Концепция пунктиром перечисляет достойные изучения вехи по каждому историческому периоду. Особенных выводов пока не сделать, но попытки компромиссов местами видны. Допустим, если взять эпоху Сталина — один из самых спорных моментов будущего учебника, — то, как бегло замечают члены рабочей группы, "вслед за Конституцией 1936 г., впервые в истории страны декларировавшей всем гражданам равные политические права, начался период жесточайших массовых репрессий, ставивших целью ликвидацию потенциальной "пятой колонны" в условиях нараставшей военной опасности". То есть примерно можно представить так, что Сталин, хоть и проводил репрессии, но они были оправданы и имели цель, к тому же, Конституцию вон какую хорошую написал. А вот Петр I предстает уже не таким однозначно положительным персонажем — некоторые, указывается в концепции, считают его "неуравновешенным правителем, который нарушил естественный ход развития, заставил русских людей подражать Западу, чуждым для них обычаям и нравам".
Тридцать один "трудный вопрос" выделяется в отдельный список. Среди них "присоединение Украины к России", "цена победы СССР в Великой Отечественной войне", "советская национальная политика", "фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы" и другие. Предполагается, что этим вопросам будет уделено повышенное внимание и по ним нужно подготовить дополнительные учебные материалы.
Учебник не закончится на 2000 году, как предлагал министр культуры Владимир Мединский. Концепция, во всяком случае, простирается вплоть до создания "Открытого правительства" Дмитрия Медведева (неужели оно достойно попадания в учебник истории?!). О Владимире Путине ничего пока внятного не сказано. Но о том, что в итоге будет написано в учебнике, можно догадаться по первым абзацам преамбулы, которые провозглашают иной подход к роли личности в истории. В современной методике преподавания роль личностей "уходит в тень", считают авторы, а ей нужно уделять особое место.
Интересно, что в этой связи напишут о роли в истории личности Медведева.