"Почту России" трясет в преддверии реформ

Автор фото: Свистунова Валентина

На фоне скандалов вокруг "Почты России" компанию покинул еще один топ-менеджер — директор центра перевозок Владимир Ким. Неофициальная причина отставки — нарушения при доставке писем. Госпредприятие с выручкой 129 млрд рублей готовят к реформе.

Директор главного центра магистральных перевозок почты (филиал "Почты России") Владимир Ким покинул компанию. По официальной версии, топ-менеджер уволился по собственному желанию. По неофициальной — он отправлен в отставку из-за многочисленных нарушений при доставке писем и посылок.
"Почту России" с марта этого года сотрясают скандалы, связанные с доставкой отправлений. Они возникали и раньше, но никогда не были столь громкими и продолжительными. На этот раз объем неотсортированных остатков почты по всей стране исчислялся сотнями тонн. Дошло до того, что оператор складов в аэропорту Шереметьево отказывался разгружать самолеты — все равно складировать отправления некуда. В мае в здании "Почты России" — место международного почтового обмена на Варшавском шоссе в Москве — случился пожар. Сгорели около 1 тыс. писем и мелких посылок из Китая и Кореи. Предназначались они не только москвичам: в столицу приходит основная масса отправлений из-за рубежа.
Поначалу на "Почте России" пытались объяснить массовые претензии спланированной акцией, призванной дискредитировать предприятие. Потом там объясняли, что завалы образовались из-за таможенной службы, которая досматривает международную почту до сортировки. Накал страстей привел к досрочному прекращению обязанностей гендиректора ФГУП Александра Киселева (руководил с 2009 года) и назначению на его место Дмитрия Страшнова, ранее возглавлявшего оператора Tele2 в России.
Кроме того, в апреле "Почту России" переподчинили: вместо Россвязи курировать ее стало Минкомсвязи. Ведомство с азартом занялось вопросами дальнейшего развития ФГУП. Предыдущий вариант стратегии развития был раскритикован. Предполагается, что на разработку новой стратегии уйдет 4-5 месяцев, а осенью в Госдуму будет внесен ФЗ "О почтовой связи".
Как напоминает глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин, прошлую стратегию развития для "Почты России" написала международная компания Boston Consulting Group за $10 млн. Акцент в ней делался на развитии финансовых услуг, таких как выдача кредитов, особенно в отдаленных регионах, но эта идея совершенно не соответствует российским реалиям, уверен эксперт.
Также ранее предполагалось разделить организацию на две части — логистика и обслуживание населения — и приватизировать логистическую часть. Этот вариант не был одобрен. Вообще же приватизацию ФГУП "Почта России" планировалось провести к 2015 году. А акционирование может быть проведено уже в этом году, отмечал министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров.
Глава агентства TelecomDaily Денис Кусков считает, что разделение все же произойдет.
"Скорее всего, предприятие будет разделено на государственную часть и коммерческую, — полагает он. — В государственной части будут социальные обязательства "Почты России" — доставка пенсий и т.д. Кстати, в развитых странах пенсии, в основном, получают на карточки. В коммерческой части — доставка, в том числе быстрая (EMS), денежные переводы, прием платежей и т.д. И на эту коммерческую составляющую найдутся претенденты. А если приплюсовать государственную часть, то нет, таких самоубийц нет".
Противоположное мнение у Юрия Брюквина. "Финансовые услуги дают "Почте России", по ее собственным данным, 38% доходов. По большей части это и есть выплата пенсий, — поясняет эксперт. — Причем этот сегмент дает самый большой рост доходов — 40%. Так что если отвалится эта часть, выплаты пенсионного фонда, предприятие будет уже неинтересно".
Кстати, один из обсуждаемых вариантов развития — вовлечение "Почты России" в программу электронного правительства: выдача логинов для пользователей, оказание услуг. То есть предприятие все равно оказывается неразрывно связано с госструктурами.
Руководство "Почты России", говоря о финансовых трудностях, обычно ссылалось на огромные масштабы страны, неразвитость транспортной инфраструктуры. Действительно, основной способ доставки отправлений — по железной дороге, цены там устанавливает монополист РЖД, и альтернативы у "Почты России" нет. Как отмечают эксперты, с авиацией картина примерно такая же. Так что возможностей для урезания расходов у ФГУП немного, резюмируют аналитики. Если говорить о зарплатах, они на предприятии и так мизерные.
Во время последнего обсуждения судьбы "Почты России" представитель Минтруда обратил особое внимание, что до 2016 г. зарплаты сотрудников компании нужно поднять до уровня среднего заработка по стране. Из-за низких зарплат отделения "Почты" страдают от недобора кадров, текучки и т.д. Всего во ФГУП работает более 300 тыс. человек.
В 2009 году "Почта России" получила прибыль после долгих лет работы в убыток, чем очень гордился прежний генеральный директор Александр Киселев. Однако 2012 год предприятие снова завершило с убытком 5,8 млрд рублей и отрицательной рентабельностью — 4,4%.