"Деловой Петербург". Главные военные верфи страны

Автор фото: Яндолин Роман
«Балтийский завод - судостроение» совершил закладку при участии премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева дизель-электрического ледокола нового поколения ЛК-25 проекта 22600 мощностью 25 мегаватт для ФГУП «Росморпорт»

Судостроители Северо–Запада лидируют по объемам дохода, полученного за счет строительства военных кораблей в рамках государственных и экспортных контрактов. Доля гражданских заказов продолжает сокращаться.

В среду Балтийский завод спустил на воду корму десантного корабля "Мистраль". К концу 2015 года предприятие может войти в пятерку лидеров отечественного судостроения.
Военные заказы обеспечили российским верфям по итогам 2012 года две трети дохода — около 90 млрд рублей, что почти втрое выше уровня 2011 года. Вместе с этим рост выручки верфей от гражданской продукции оказался значительно скромнее — плюс 16%. Доля гражданских заказов в судостроении стремительно сокращается, и этот тренд сохранится в ближайшие годы.

Лидеры на будущее

Согласно исследованию агентства "Infoline–Аналитика", по итогам 2012 года в рейтинге судостроительных заводов по совокупной стоимости сданных заказчику кораблей лидируют исключительно верфи Северо–Западного региона. Первое место занял Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград), заработавший более 35 млрд рублей на двух фрегатах проекта 11 356 — Teg ("Сабля") и Tarkash ("Колчан") для индийского заказчика. Следом за ним идет производственное объединение "Севмаш" (23 млрд рублей), сдавшее в прошлом году флоту атомный ракетоносец "Юрий Долгорукий" проекта 955 "Борей". Почетное третье место занимает судостроительная фирма "Алмаз" (18 млрд рублей), строящая малые артиллерийские корабли (проекта 21 630) для Военно–морского флота (ВМФ) России и сторожевые корабли для ФСБ РФ.
По итогам текущего года к лидерам рейтинга могут присоединиться Адмиралтейские верфи, строящие для ВМФ РФ дизель–электрические подводные лодки проекта 06360 "Варшавянка". "В августе этого года планируется сдать первую лодку этого проекта", — пояснили на верфях. Всего же для российского флота Адмиралтейские верфи строят восемь "Варшавянок". Кроме того, верфи возобновили строительство двух субмарин нового поколения — "Кронштадт" и "Севастополь", заложенных еще в начале 2000–х годов для Северного флота, по проекту 06 770 ("Лада"). Помимо госзаказа верфи строят шесть лодок (06360) для ВМС Вьетнама. Первые две планируется спустить на воду в августе–декабре этого года. Портфель заказов верфи тянет на 100 млрд рублей. Из них по итогам этого года верфь сможет записать себе в доход около 20 млрд рублей.
Вслед за Адмиралтейскими верфями в лидеры отрасли рвется единственный российский поставщик фрегатов и корветов для ВМФ — судостроительный завод "Северная верфь". Общий портфель заказов верфи оценивается почти в 200 млрд рублей. В середине мая завод сдал очередной корвет проекта 20 380 "Бойкий" стоимостью около 8 млрд рублей. На подходе более дорогие модернизированные корабли проекта 20 385, их цена уже колеблется в районе 12 млрд рублей. Главная проблема Северной верфи в том, что сроки сдачи кораблей регулярно переносятся, как правило, по вине поставщиков вооружений, иначе она уже давно вошла бы в тройку лидеров по стоимости сданных заказов.
Через год, в 2015 году, в пятерку лидеров может войти Балтийский завод, который государство загрузило военными и гражданскими заказами, чтобы спасти от банкротства. В портфеле заказов верфи два корпуса для десантного корабля "Мистраль", строящегося во Франции для ВМФ РФ. Первая корма отправится на достройку во Францию 8 июля. Также Балтзавод строит два ледокола — дизельный и атомный.
Общий портфель заказов предприятия — 60 млрд рублей — может возрасти до 150 млрд рублей, после того как верфь заключит контракт на строительство еще двух атомных ледоколов до 2020 года. Первый ледокол Балтзавод сдаст в 2015 году и, записав в доход 8 млрд рублей, может претендовать на вхождение в пятерку лидеров отечественного судостроения.

Корабли тоннами

Военные заказы для верфей более выгодны, чем строительство гражданских судов. Судостроители измеряют выпуск продукции в тоннах переработанного металла. Так вот, тонна военных кораблей приносит им 2,1 млрд рублей дохода, а строительство гражданского судна почти в 20 раз меньше — 122 млн рублей. Так, крупнейший в России строитель гражданских судов нижегородский завод "Красное Сормово" сдал в 2012 году серию танкеров проекта RST–27 класса "Волга–Дон макс" для компании "Волго–Балт–танкер". Совокупный тоннаж сданных кораблей превысил 157 тыс. т, а стоимость — 5,9 млрд рублей. По этой причине крупнейшие верфи гражданского судостроения лидируют по объему сданного тоннажа, но по доходам существенно отстают от военных корабелов.
Наиболее высокий уровень экономической эффективности в гражданском судостроении обеспечивается при серийном строительстве судов в полной комплектации. Но именно в этом сегменте российские судостроители уступают зарубежным конкурентам. Это одна из причин того, что по показателю совокупной стоимости заказов на пяти первых позициях в рейтинге 2012 года оказались преимущественно предприятия, выполняющие оборонный заказ.
С большим отрывом за ними следуют верфи, специализирующиеся на строительстве специальных судов и речных танкеров и сухогрузов дедвейтом (грузоподъемностью) 5 – 7 тыс. т. Например, ленинградский судостроительный завод "ПЕЛЛА", специализирующийся на изготовлении буксиров, еще год назад занимал второе место в рейтинге, а по итогам 2012 года спустился на четвертое, оставаясь при этом лидером среди гражданских судостроителей.
По словам генерального директора "INFOLine–Аналитики" Михаила Бурмистрова, одна из причин такого положения дел в том, что в России нет конкурентоспособных проектов гражданских судов, например рыболовецких траулеров, которые можно было бы запустить в серийное производство, что позволило бы верфям снизить себестоимость судна.
"В целом, несмотря на позитивную динамику, российское судостроение убыточно, заказы распределяются неравномерно: некоторые верфи перегружены, другим заказов не хватает", — отмечает эксперт. Его слова подтверждает финансовая отчетность государственной Объединенной судостроительной корпорации, объединяющей большинство верфей страны, за 2011 – 2012 год совокупный убыток корпорации составил 25 млрд рублей.

Тридцать лет без модернизации

"За последние 30 лет у нас не было технического перевооружения, мы не можем, как китайцы, корейцы или японцы, строить суда крупными блоками, что позволит существенно повысить производительность: строить быстрее и дешевле. Поэтому мы не можем дать конкурентную цену", — объясняет глава Балтийского завода Александр Вознесенский.
В середине 2000–х Адмиралтейские верфи строили серию небольших танкеров для крупнейшей российской судоходной компании "Совкомфлот". Источник на верфях тогда неофициально объяснял, что "затраты наших корабелов выше, чем, например, корейских, и, чтобы получить заказ, остро необходимый для текущей загрузки верфи, приходится демпинговать, предлагать цену чуть ниже себестоимости постройки судна в надежде затем компенсировать полученные убытки доходами от возможных военных заказов". В секторе крупнотоннажных судов российские судостроители и вовсе пока бессильны. Их мощности не позволяют строить корабли грузоподъемностью более 100 тыс. т. И по этой причине тоже Совкомфлот заказывает суда–гиганты в Китае. Там строятся для него два танкера дедвейтом более 300 тыс. т. Их судьба уже определена — они будут возить нефть в Китай из стран Ближнего Востока, Западной Африки и Венесуэлы. Впрочем, в среднесрочной перспективе до 2018 года ОСК планирует заложить на Дальнем Востоке новую суперверфь "Звезда", на которой можно будет строить суда–гиганты. К сентябрю новый глава ОСК Владимир Шмаков, как ранее писал "ДП", должен составить стратегию развития госкорпорации. Уже известно, что она будет включать как минимум модернизацию существующих верфей, в частности строительство нового сухого дока на Северной верфи.