"Деловой Петербург". Регионы займут на жилье

Автор фото: Свистунова Валентина

Внешэкономбанк с 2014 года обещает кредитовать строительство инфраструктуры в крупных жилищных проектах. Длинные и дешевые деньги будут получать муниципалитеты и субъекты Федерации.

Со следующего года Внешэкономбанк (ВЭБ) будет давать субъектам Российской Федерации и муниципалитетам "очень длинные и дешевые деньги" на возведение инфраструктуры в рамках крупных проектов жилищного строительства. Эта новость прозвучала на ПМЭФ–2013. Проблема создания инфраструктуры, по словам самих строителей, один из основных тормозов развития отрасли. Особенно в Петербурге, где власти уже год не могут определиться со своим участием в такого рода строительстве. Поэтому бизнесмены по–разному восприняли инициативу федеральных властей. Одни рассчитывают на то, что это наконец избавит их от лишних затрат, другие опасаются, что благие намерения так и останутся на бумаге.

Длинные, дешевые и возвратные

О планах ВЭБа с 2014 года давать кредиты субъектам Федерации и муниципалитетам на создание ими инфраструктуры для новых жилых кварталов заявил первый вице–премьер РФ Игорь Шувалов. Механизм кредитования разрабатывается под его руководством и при участии Фонда развития жилищного строительства (РЖС).
"Деньги должны быть возвратные, в виде долгосрочных дешевых займов", — говорит вице–премьер. Но сумму, которую ВЭБ направит на кредитование, а также ставку стороны пока не раскрывают. В ВЭБе на запрос "ДП" не ответили.
Глава Фонда РЖС Александр Браверман в свою очередь сообщил, что кредиты будут предоставляться напрямую муниципалитетам или субъектам, а те будут гасить их за счет своих бюджетов. "Если всю инфраструктуру повесить на застройщиков, стоимость квадратного метра жилья будет и дальше расти", — пояснил он.
Игорь Шувалов также уверен, что программа ВЭБа будет стимулировать строительство доступного жилья в стране. "Если спросить у людей, становится ли с годами жилье в России доступнее, они ответят — нет. Цифры ввода жилья далеки от целевых показателей. Нужно вводить не менее 100 млн м2 в год (в 2012 году было введено 60 млн м2, прогноз 2013 года — 70 млн м2. — "ДП")", — говорит он. Кроме того, по словам вице–премьера, необходимо формировать платежеспособный спрос, снижая ставки по ипотечным кредитам. "В 2012 году в России был выдан рекордный объем кредитов — на сумму свыше 1 трлн рублей, что больше, чем до кризиса. Но надо снижать ставки хотя бы до уровня 2 – 3% выше инфляции", — заключил он.

Верится с трудом

Опрошенные "ДП" петербургские застройщики информацию о новой программе ВЭБа восприняли по–разному. "Мы уже год ведем дискуссию с властями города о том, кто должен строить социнфраструктуру в новых городских проектах и кто должен за это платить. Но решения пока нет. Инициатива ВЭБа дает надежду, что эту нагрузку все–таки не будут вешать на плечи инвесторов", — говорит генеральный директор группы компаний "Новый Петербург" Андрей Вересов.
"Пока по умолчанию социальные объекты девелоперы строят за свой счет. Не взяв эту нагрузку, невозможно получить разрешение на строительство. Но мы, конечно, будем рады любым деньгам — и длинным, и коротким, если они помогут от обременения избавиться. Но что–то не очень верится", — говорит совладелец Строительного треста Беслан Берсиров.
"Конечно, было бы здорово, если бы Смольный воспользовался выгодными деньгами и взял социальную инфраструктуру на себя. Но, боюсь, даже выгодные кредиты отношение властей не изменят. Чиновники почему–то считают, что для застройщиков это не проблема. Не думая о том, что нагрузка в итоге ложится на кошельки покупателей квартир", — добавляет вице–президент Объединения строителей СПб Алексей Белоусов.
По данным АРИН, за последний год жилье в Петербурге подорожало на 11,1% и "средний квадрат" стоит сегодня 70 – 80 тыс. рублей. Прогноз роста цен 2013 года — 7 – 9%. "Обязательное строительство социнфраструктуры, наверняка, приведет к увеличению затрат девелоперов (и, как следствие, цен на жилье) еще на 15 – 20%", — считает глава холдинга RBI Эдуард Тиктинский. Вторым негативным результатом может стать снижение застройщиками качества строительства в погоне за сохранением маржи. Сегодня, по оценке гендиректора компании Green Park development Ивана Петриди, маржа — около 30%. "Неясность с инфраструктурой отпугивает от российского рынка многие иностранные компании", — добавил главный исполнительный директор NCC Housing LLC Юусо Хиетанен.

Разговоры больше года

Полемика о том, кто должен финансировать социальные стройки в Петербурге, не утихает больше года. В мае 2012 года, во время выступления перед Законодательным собранием, губернатор Георгий Полтавченко впервые публично назвал нехватку поликлиник и детсадов серьезной городской проблемой.
В 2012 году в Петербурге было построено всего восемь объектов социальной инфраструктуры на 3 млрд рублей, а в 2013 году запланирован ввод 15 объектов стоимостью 4,2 млрд рублей. При этом на фоне бюджетного дефицита Смольный полностью отказался от участия в финансировании строительства школ, детских садов и поликлиник. Эту новость перед своей отставкой в конце 2012 года огласил вице–губернатор Игорь Метельский.
Пришедший ему на смену Марат Оганесян сначала пообещал закрепить участие города в строительстве социальной инфраструктуры соответствующим постановлением.
"Но нам пока не показывали даже проект этого документа для обсуждения. Рынок устал жить в подвешенном состоянии. Это очень нервирует", — поделился Алексей Белоусов. Получить комментарий Марата Оганесяна не удалось.
Для проектов комплексного освоения территорий (КОТ) нужна своя нормативная база. Их высокая доходность вне схемы государственно–частного партнерства (ГЧП) невозможна. Да они вообще без ГЧП невозможны! Мы лично можем построить рядом с городом еще один спутник (как сейчас строим в Екатеринбурге), где есть и транспорт, и дороги, и больницы. Но такие проекты разовые, а не системные. И зависят они только от мастерства девелопера. Массовым явлением они станут только с появлением законодательной опоры.
Вениамин Голубицкий
президент ГК "КОРТРОС" (бывшая "РЕНОВА–СтройГруп")
Инициатива ВЭБа, хотя в целом это очень позитивная вещь, в нашем регионе ни на что не повлияет. Это же деньги в долг, а не просто дотация. Брать такие кредиты смогут те субъекты, у которых все нормально с бюджетом. От него все зависит. Ну, и от отношения властей к проблеме. А у нас дефицитный бюджет. И уже больше года власти участвовать в строительстве соцобъектов отказываются. Сами справляемся. Чем это чревато? Сужением рынка — проектов уже явно меньше. И, как следствие, мы имеем рост цен на жилье.
Михаил Медведев
гендиректор ГК "ЦДС"