"Деловой Петербург". В рамках ПМЭФ Смольный подпишет соглашений на 100 млрд рублей

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Встреча губернатора Санкт-Петербург Георгия Полтавченко с инвесторами.

На Петербургском экономическом форуме, который стартует завтра, власти города подпишут инвестиционные соглашения более чем на 100 млрд рублей. Dp.ru стали известны наиболее значимые из них.

Завтра в Петербурге стартует XVII Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), на котором Смольный подпишет ряд инвестиционных соглашений с крупными компаниями на сумму более 100 млрд рублей. "ДП" стали известны наиболее значимые из них.

Рыбное место

Как рассказали в комитете экономического развития Смольного, самая крупная сумма инвестиций фигурирует в меморандуме о создании "Агропромышленного парка Санкт–Петербург", который губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подпишет с Минсельхозом, Росрыболовством и испанской госкомпанией "Меркаса".
"Это мегапроект по созданию в России сети оптово–логистических центров по всей России, которые будут торговать рыбой и свежими сельскохозяйственными продуктами, — рассказал глава Общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев. — Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний презентует его в ходе форума вместе с компанией "Меркаса", которая работает уже более 50 лет и управляет 23 рынками в Испании".
Для строительства первого рынка в рамках проекта выбран Петербург. По информации "ДП", рынок построят в районе Пулковского шоссе на участке 407 га. Проект объемом инвестиций более 2,5 млрд евро планируется реализовать в формате государственно–частного партнерства: город выделит землю и обеспечит ее инженерией. Это будет первый проект ГЧП при губернаторе Георгии Полтавченко.

Четвертый пошел

Еще одно соглашение Смольный подпишет с компанией ООО "Питерформ", созданной в 2006 году корпорацией Magna и корейской Shin Young Co. "Питерформу" принадлежат в местном автомобильном кластере три автозавода, где производят комплектующие для Hyundai, General Motors, Ford и других. Компания намерена построить в Петербурге четвертый завод или расширить одну из действующих площадок. Как рассказали на одном из заводов "Питерформа", объем инвестиций составит 100 млн евро. Компания не смогла предоставить оперативный официальный комментарий. Среди других проектов в области автомобиле– и машиностроения — подписание контракта между ОАО "Кировский завод" и чешским производителем Skoda Transportation. Они уже объявляли о создании совместного предприятия по производству вагонов для метрополитена, многосекционных трамваев и двухэтажных электропоездов под брендом "Киров–Шкода". Объем инвестиций составит около 600 млн рублей, уточнил гендиректор Кировского завода Георгий Семененко.

Соседи не отстают

Помимо Петербурга на ПЭФ ряд соглашений планируют заключить Ленобласть и Карелия. Так, Ленобласть подпишет с "Газпромом" меморандум о сотрудничестве по строительству завода по производству сжиженного газа, а также заключит соглашение с "РУСАЛом" о привлечении инвестора на предприятие в Волховском районе (его перепрофилируют на выпуск автокомпонентов из алюминия).
Областное правительство также подпишет соглашение с заводом "Электрон", который собирается построить инжиниринговый центр по производству высокотехнологического медицинского оборудования за 2 млрд рублей.
Банк Москвы заключит соглашение о финансовом сотрудничестве с губернаторами шести регионов, в том числе Петербурга и Ленобласти. Банк обещает выделить деньги на проекты в сфере ЖКХ и благоустройства. "Мы готовы предоставить на эти цели до 20 млрд рублей сроком на 5–7 лет", — рассказал управляющий филиалом Банка Москвы в Петербурге Александр Волков.
Кроме того, в рамках ПЭФ будет подписан меморандум о сотрудничестве между Ленобластью и компанией "Теллус Групп" совместно с "Ренейссанс Констракшн" о создании индустриального парка "Кола" во Всеволожском районе.
Правительство Карелии утвердит планы компании "Северо–Западный коридор развития" по строительству платной скоростной автомагистрали "Онега" (объем внебюджетных инвестиций — 245 млрд рублей). А карельская компания "Марипродукт" заключит с правительством республики соглашение о выращивании и переработке рыбы в Беломорском биологическом технопарке. Стоимость проекта — 3,2 млрд рублей.

Проекты и прожекты

К Петербургскому форуму уже традиционно приурочиваются громкие старты новых проектов и заключение крупных соглашений. Однако далеко не все они доходят до логического завершения. Например, в 2010 году на форуме Смольный подписал соглашение с ООО "Невская концессионная компания" о строительстве Орловского тоннеля стоимостью 44,7 млрд рублей. Однако к 2011 году эта сумма выросла до 130 млрд рублей, и город отказался от проекта.
Так и не смогла построить завод в Петербурге японская Suzuki, объявившая о своих планах в 2007 году. А на намыве на Васильевском острове не появилось элитное жилье от ГК "ПИК", которая в 2008 году купила у УК "Морской фасад" за $630 млн участок площадью 63,4 га.
Многие федеральные мегапроекты, заявленные на ПМЭФ, тоже ушли в небытие. Например, ГК "Ренова" до сих пор не смогла построить в Чувашии завод по производству солнечных батарей стоимостью 20 млрд рублей, о чем и договорилась с правительством этой республики в рамках форума–2009. Банки не хотят кредитовать этот проект, считая его рискованным. Учитывая опыт коллег и переменчивую инвестиционную политику, многие компании — участницы ПЭФ теперь предпочитают не заявлять о своих намерениях на форуме во всеуслышание. Например, ОАО "ОГК–2" и Siemens еще весной подписали контракт о строительстве завода по производству в Горелово мощных газовых турбин, а на форуме лишь заложат символический камень в его фундамент.
Многие проекты, соглашения о которых Смольный подписывал на экономическом форуме в предыдущие годы, успешно реализованы. В автомобильной промышленности это заводы General Motors, Nissan. Подписание документов — важный этап, но еще важнее дальнейшее сопровождение проекта. На форуме в 2010 году подписывалось концессионное соглашение о строительстве Орловского тоннеля, однако его печальная судьба всем известна. В 2012 году планировалось подписать соглашение о строительстве завода Fiat, но в итоге производитель так и не принял решение разместиться в регионе.
Алексей Чичканов
вице–президент Газпромбанка
В прошлом году Карелия не принимала полноценного участия в форуме. В этот раз республику представляет серьезная делегация, планируется подписать ряд стратегически важных соглашений с инвесторами на общую сумму в 250 млрд рублей. Я думаю, это первые результаты новой инвестиционной политики Карелии и закона о налоговых льготах, который мы приняли в прошлом году. Кроме того, форум способствует установлению сотрудничества между регионами. Например, мы в рамках ПЭФ подпишем новое соглашение с Ленинградской областью вместо действовавшего уже 15 лет.
Валентин Чмиль