"Деловой Петербург". Четкое повышение

Автор фото: Евгений Асмолов

На рынке платного телевидения в Петербурге растет средний счет абонента. Телезритель распробовал каналы высокой четкости. Причины роста - расширение и улучшение платных сервисов, говорят эксперты.

За 3 квартала, со второй половины 2012 года по I квартал 2013–го, средний счет абонента (показатель ARPU) платного ТВ в Петербурге увеличился на 3–5%, подсчитали эксперты TelecomDaily. Самое примечательное, что как минимум год до этого средний счет не рос.
В данном случае агентство считает только тех абонентов, которые ежемесячно платят за услугу непосредственно оператору. То есть не учитывается часть абонентов "Триколора" (пользователи базового пакета, без дополнительной платы) и большая часть абонентов ТКТ (те, которые отдают деньги за социальное телевидение в рамках квартплаты).
Рассматриваются спутниковое, кабельное и IPTV.

На смену моде и природе

Рост произошел за счет расширения и улучшения платных сервисов, считает глава TelecomDaily Денис Кусков. В частности, он говорит о появлении более интересного контента по услуге "видео по запросу" (покупка телепередач или фильмов по каталогу) и новых каналов в HD–качестве (HD — высокая четкость).
"Еще год назад HD–каналов было всего около шести, большинство из них посвящены моде или природе. Причем они шли без перевода на русский язык, — вспоминает Денис Кусков. — Сейчас у центральных каналов (Первый канал, "Россия") есть свои HD–версии. Как только они появились, на рынке произошел рывок. Ведь основная масса потребителей смотрит из 100 каналов, предлагаемых оператором, всего восемь–девять".
По данным Дениса Кускова, на текущий момент больше всего HD–каналов предлагает абонентам "ЭР–Телеком" (44), за ним следуют "Билайн" (36), "Триколор" и "Ростелеком" (по 25), у всех остальных операторов меньше чем по 20 HD–каналов.

Повышение без подорожания

Большинство операторов согласны с тем, что ARPU вырос, и подчеркивают, что произошло это не за счет банального подъема цен.
"Массового повышения цен на рынке не наблюдалось. Рост ARPU вызван активным потреблением дополнительных сервисов, таких как "видео по запросу", PVR (возможность записать телепередачу и посмотреть в удобное время. — Ред.)", — говорят в "Ростелекоме". Как прогнозируют в компании, ARPU и дальше будет повышаться по той же причине.
В "Триколоре" рост ARPU не остался незамеченным. "В нашем случае это связано не только с запуском первого HD–мультиплекса "Триколор ТВ", но и с развитием дополнительных сервисов и тематических пакетов и услуг, например "Наш футбол" или пакет "Детский", — рассказывают в компании.
В "Билайне" утверждают, что не повышали тарифы, а "возможный рост затрат абонентов" связывают с популярностью допуслуг.
В "ЭР–Телекоме" говорят, что цифры аналитического агентства выглядят реалистичными, но в петербургском филиале компании рост ARPU был выше — около 15%, и объясняется он в первую очередь запуском услуги цифрового ТВ. Однако прогноз в отношении среднего счета платного ТВ у "ЭР–Телекома" сдержанный: рост будет, но уже не такой существенный. Свою роль сыграет растущая конкуренция: из–за нее стоимость базовых пакетов останется на прежнем уровне или станет несколько ниже.

Телевизор против компьютера

В "ЭР–Телекоме" считают, что наметилась явная тенденция: телезрители пересаживаются от мониторов компьютеров к экранам телевизоров. Этому способствуют продажи телевизоров с поддержкой HD и увеличение количества HD–каналов в стране: с восьми в 2010 году до 64 к июню 2013 года. При этом в компании ссылаются на данные аналитиков: около 60% HD–контента российские пользователи смотрят на телевизорах, 25% — на компьютерах, 10% — на планшетах.
Однако эти цифры убеждают не всех. "Есть целый ряд тенденций, которые могут говорить об обратном, — отмечает глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. — В частности, растет количество планшетов, их все больше используют для просмотра видео. Многие операторы предлагают доступ к таким ресурсам, как "Вконтакте", на высокой скорости, а это способствует тому, что HD–контент смотрят с компьютеров и планшетов".
Все больше пользователей плазменных и ЖК–телевизоров хотят видеть качественную картинку. Раньше ограничением для них была стоимость приставки, сейчас многие операторы закладывают ее в абонентскую плату. Интерес к платному ТВ растет. Если раньше его продавали в довесок к услуге доступа в Интернет, то сейчас наоборот. Абоненты все активнее пользуются интерактивными сервисами, такими как возможность поставить телепередачу на запись. А вот видео по запросу пока не очень интересно: операторы должны сделать более лояльные цены. Эта услуга будет повышать средний счет в будущем.
Дмитрий Анчунов
генеральный директор оператора InterZet