"Деловой Петербург". Разделить риски финансирования с государством

Автор фото: Яндолин Роман

Топ-менеджер Ситибанка - о государственно-частном партнерстве.

По оценке Всемирного банка, Петербург использует механизм государственно–частного партнерства (ГЧП) активнее прочих российских регионов. Среди ГЧП города выделяются широко известный проект развития аэропорта Пулково и Западный скоростной диаметр. При этом проекты ГЧП охотно финансируют не только так называемые банки развития, но и частные кредитные учреждения.
Дело в том, что такие проекты даже в непростые времена демонстрируют свою жизнеспособность. ГЧП дает государству возможность возложить на бизнес сложные процессы создания, эффективной эксплуатации и бесперебойного предоставления услуг на высоком уровне. Одновременно снижаются и риски частного бизнеса, так как у государства есть такой инструмент повышения инвестиционной привлекательности проекта, как предоставление гарантий. Для банков это очень существенный фактор, увеличивающий возможность их участия в финансировании. Как правило, речь идет о долгосрочном финансировании, которое осуществляет синдикат банков. Тут важно определить, какая структура сделки будет приемлемой для синдиката, чтобы государству при этом не пришлось взять на себя все риски проекта.
Например, если речь идет о платной дороге, то перед государством стоит задача обеспечить хорошее качество дороги при приемлемой плате за проезд. У частного инвестора–концессионера, участвующего в таком проекте, возникает два риска: риск того, что дорогой будет пользоваться не такое количество автомобилистов, которое было заложено в плане, и второй — что плата, которая будет считаться приемлемой, может оказаться недостаточной для возврата финансирования. Государство может покрыть часть этих рисков, а оператор дороги берет на себя работу по поиску финансирования, строительству и эксплуатации дороги. Эта схема пока еще не отработана в российских условиях, но тем не менее она широко применяется в мировой практике и в будущем сделает такие проекты более привлекательными и для финансирования банками.
Чтобы проиллюстрировать стоимость финансирования крупных инфраструктурных проектов через инфраструктурные облигации, можно взять для примера бумаги ЗСД. На пятницу, 14 июня, доходность этих облигаций составила от 8,04 до 8,45% годовых (срок погашения — 3 года 8 месяцев и 3 года соответственно). Безусловно, гарантия по этим бумагам Министерства финансов РФ является решающим фактором очень выгодной цены. Цена выпуска с покрытием только части рисков, связанных с доходом проекта, естественно, будет выше.
Вопрос привлечения частного финансирования становится особенно важным сейчас, когда крупнейшие города интенсивно развиваются, что требует ежегодных многомиллиардных инвестиций в транспорт и инфраструктуру. Важно при этом и дальше инвестировать в продвижение механизма ГЧП, не только развивать инвестиционный климат, но и структурировать проект за проектом, с учетом потребностей государства и бизнеса, и продолжать выстраивать конструктивный диалог с ведущими международными инвесторами и экспертами.