Все АЗС России должны будут продавать газовое топливо

Автор фото: Евгений Асмолов

На всех АЗС страны должна появиться услуга по заправке автомобилей газом. Это – очередная мера по стимулированию спроса на это топливо. Больше всех от этого выиграет "Газпром". Но эксперты сомневаются, что этот указ правительства можно выполнить.

В перечень минимально необходимых услуг, которые должны оказывать автозаправочные станции, включена услуга по заправке автомобилей газовым топливом. Такое постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Ныне действующий перечень был утвержден в 2009 году. В нем указаны услуги, которые оказывают на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог.
Появление в перечне обязательных услуг газового топлива, как рассчитывают в правительстве, приведет к увеличению объемов использования газа, а это, в свою очередь, должно пойти на пользу экологической ситуации вдоль дорог "за счет того, что газ является более экологически чистым видом топлива".
В последние месяцы российские власти сделали уже целый ряд шагов по расширению использования газового топлива. Так, в апреле представители автомобильных концернов на совещании о мерах стимулирования автопрома заявили о необходимости развития газомоторного транспорта как экономичного и экологичного. Владимир Путин призвал повышать интерес покупателей к таким автомобилям с помощью льгот и преференций.
В середине мая Дмитрий Медведев подписал постановление правительства об альтернативных видах топлива. Не менее половины общественного транспорта планируется перевести на газовое топливо, также планируется переводить на этот вид топлива коммунальную и сельскохозяйственную технику, а ставки таможенных пошлин на компоненты для газомоторной техники — снижать.
Министр энергетики Александр Новак в свою очередь предложил снизить или обнулить транспортный налог для автомобилей, использующих газ. В министерстве рассчитывают, что количество автомобилей, использующих газ в качестве топлива, к 2030 году вырастет в 25 раз (до 2,5 млн), а количество газомоторных заправок — в 17 раз (до 3500). Выбросы загрязняющих веществ вследствие этого должны сократиться на 12%.
Эксперты говорят, что газомоторная активизация правительства и президента — следствие лоббизма "Газпрома", который заинтересован в расширении внутреннего рынка. Интерес автопроизводителей, в свою очередь, объясняется тем, что они рассчитывают на государственные субсидии при разработке новых моделей, а также на госзакупки сельскохозяйственной и коммунальной техники и общественного транспорта.
Сейчас газовое топливо используют лишь около 90 тыс. автомобилей. В России сейчас около 250 газомоторных заправок, из них 210 принадлежат "Газпрому". Концерн планирует вложить 260 млрд рублей в программу развития газомоторного топлива. Аналогичные планы есть и у "Роснефти".
Предложение правительства о газомоторном топливе на заправках — в целом хорошее, но в ближайшее время выполнить его нереально, говорит глава Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин: "Технически непонятно, как устанавливать емкости для хранения газа и раздаточные колонки. Плюс там другие экологические и противопожарные нормы. От такой АЗС до ближайшего здания должно быть больше 100 метров. 90% нынешних АЗС будут это правило нарушать".
Идея правительства хорошая, потому что предлагает альтернативу, но прежде чем подписывать такое постановление, надо было решить ряд вопросов, продолжает эксперт: "Во-первых — как хранить это топливо. Сейчас на весь Петербург — одна база для хранения газа. Во-вторых, про безопасность: строить новые АЗС на таком расстоянии в городе негде. В-третьих, транспортный вопрос: а на чем ездить-то? Чтобы переоборудовать автомобиль, нужны серьезные вложения, и смысл теряется. Плюс требуется новая техника для перевозки газа — сейчас ее нет — и так далее".
Участники рынка называют инициативу правительства малореальной. "Нефтяников только что заставили перейти на экологически чистое топливо, выделив серьезные инвестиции, - говорит одни из участников рынка. – Что, теперь все заново? Потом, будет ли все это выгодно водителям, если цены на газ будут расти с запланированной скоростью? Едва ли. Далее, газ – это намного менее безопасное топливо, чем бензин, - для экологии оно лучше, а для водителя хуже, потому что взрывается чаще. Я уж не говорю о том, что инфраструктуры нет и близко, а переоборудование каждой АЗС – это полмиллиона евро".