"Деловой Петербург". Борис Белоцерковский установит на Олимпийских играх 400 вендинговых автоматов

Автор фото: Байгушева Антонина

Петербургский бизнесмен Борис Белоцерковский решил заработать на самых крупных в России спортивных соревнованиях — он поставит на универсиаду в Казань и Олимпиаду в Сочи 600 вендинговых автоматов.

В феврале следующего года ООО "Ювенко инвест", компания Бориса Белоцерковского, поставит 400 вендинговых автоматов на объекты XXII зимних Олимпийских игр. "Мы выиграли тендер и будем обслуживать это мероприятие, обеспечивать горячими напитками и снэками", — рассказал Борис Белоцерковский. В исполнение контракта он готов вложить $1,6–2 млн (стоимость 400 аппаратов).
Информация о решении сотрудничать с ООО "Ювенко инвест" есть на официальном сайте оргкомитета "Сочи 2014". По данным ресурса, "Ювенко инвест" помимо XXII зимних Олимпийских игр будет обслуживать и XI зимние Параолимпийские игры 2014 года в Сочи.
"В России нет других компаний такого размера, которые способны поставить необходимое количество аппаратов", — прокомментировал решение комиссии Борис Белоцерковский. "Ювенко" принадлежит более 6 тыс. снэковых и кофейных аппаратов более чем в 20 городах РФ.
Доля компании на рынке вендинга, по ее собственным данным, составляет 20%. Национальная ассоциация автоматизированной торговли (НААТ) оценивает объем российского рынка в 2011 году в $270 млн. Ежегодный рост этого рынка, по данным ассоциации, составляет около 20%.

Азартное прошлое

Борис Белоцерковский известен как бывший совладелец игорного холдинга Ritzio, включавшего в себя сеть игровых клубов "Вулкан", ряд казино и т. д. Его компания "Уникум" производила в Петербурге игровые автоматы, а после запрета игорного бизнеса в России переориентировалась на выпуск сначала платежных терминалов, а затем вендинговых аппаратов.
Завод "Уникум" сейчас уже не принадлежит Борису Белоцерковскому, но "Ювенко" закупает на нем оборудование наряду с другими производителями из России и Италии.

Партнер Олимпиад

Компания Бориса Белоцерковского уже работает с оргкомитетом Олимпиады в Сочи. На территории компаний — партнеров Игр 2014 года "Ювенко" поставила свои аппараты и продает лицензионную продукцию с символикой Игр. По информации оргкомитета, договор об этом был подписан в прошлом году.
Около 300 аппаратов по продаже сувениров работают на территории официальных партнеров Олимпиады, рассказал Борис Белоцерковский.
Помимо партнерства с зимними играми, "Ювенко инвест" также установит 200 вендинговых аппаратов на объекты универсиады в Казани, которая пройдет 6–17 июля 2013 года. "Во время универсиады, где мы также отвечаем за обеспечение горячими напитками и готовыми продуктами через автоматы, мы поймем коммерческую сторону обоих проектов, — говорит Борис Белоцерковский. — Возможно, мы ничего не заработаем, а только потеряем".
По данным компании "Ювенко", оборот одного вендингового аппарата составляет от 20 тыс. до 100 тыс. рублей в месяц. Участники рынка говорят о еще более скромных показателях — от 5 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц. Однако, по официальным данным оргкомитета, спортивные объекты в Олимпийском парке ежедневно будут посещать более 75 тыс. человек.
"Для вендингового бизнеса это очень хорошие показатели проходимости, но усложнить окупаемость могут дополнительные расходы на транспортировку и сервисное обслуживание аппаратов", — отмечает Антон Лившиц из компании "КофеМашиныСервис" (дистрибьютор вендинговых аппаратов Saeco). По его оценкам, не самый дорогой аппарат можно окупить за 3 месяца.

Ради имиджа

Такие мероприятия, как Олимпиада, случаются крайне редко, поэтому неудивительно, что многие компании готовы работать без прибыли, а порой и в убыток себе, отмечают участники рекламного рынка.
"В случае участия в качестве партнера Олимпиады компания получает уникальную возможность для продвижения: это и реклама бренда, и повод для пиара, и даже лобби в среде чиновников, смягчение переговоров с властью", — уверена Наталья Белкова, гендиректор ООО "Агентство деловых коммуникаций 4Д". Как следует из информации оргкомитета "Сочи 2014", телевизионная аудитория игр составит около 3 млрд зрителей.
По наблюдениям Натальи Белковой, подобную ситуацию можно наблюдать во время Петербургского международного экономического форума, когда компании идут на уступки в цене обслуживания участников, а взамен получают контракт с гарантированным объемом и бизнес–контакты. "Опыт работы на Олимпиаде облегчит дальнейшие переговоры с арендодателями, поможет вытеснить более слабых конкурентов с проходимых мест", — согласен Антон Лившиц.
По наблюдениям участников рынка, большая часть потенциально интересных для размещения вендинговых аппаратов мест — это некоммерческие предприятия: больницы, соцучреждения, вокзалы — а значит, договариваться нужно с городскими властями.
Бюджет проекта по поставке вендинговых аппаратов в Сочи — $2 млн — примерно равен годовому рекламному бюджету небольшой компании или стоимости мероприятий городского масштаба в 12–15 городах, подсчитали в агентстве BCA, отметив, что такие акции направлены на другую целевую аудиторию. Кстати, стоимость спонсорского пакета для генеральных спонсоров зимней Олимпиады в Сочи варьируется от $100 млн до 150 млн. Эти партнеры имеют право использовать символику Олимпийских игр в своей рекламной кампании.
С точки зрения продвижения бренда участие в обслуживании Олимпиады не самый эффективный ход: 70% зрителей будут иностранцы, да и знание бренда россиянами ничего не даст компании "Ювенко". Можно получить дополнительный доход от поставщиков чая, кофе и снэков, но он не будет очень большим. А вот как возможность улучшить отношения с властями и партнерами в будущем это очень хороший шаг. Работа на Олимпиаде станет хорошим аргументом в переговорах.
Артур Явный
директор по развитию агентства BCA в Петербурге
Окупить покупку 400 вендинговых аппаратов за месяц "Ювенко" не успеет, но за счет своего масштаба покроет затраты на редислокацию оборудования. Я уверен, что партнерство с оргкомитетом зимней Олимпиады положительно скажется на бренде и имидже собственника, а это очень важно, когда ведешь бизнес в России. На рынке вендинга сейчас идет укрупнение бизнеса за счет продажи лидерам и зарубежным игрокам. "Ювенко" изначально построен как бизнес на продажу, и обслуживание Олимпиады поможет повысить стоимость компании.
Илья Черноок
генеральный директор компании "Вендито" (дистрибьютор оборудования для вендинга)