Азиатский люкс победил французский

Понятие люксового бренда размывается из–за того, что именитые марки переводят свои производства из Европы в Азию, не афишируя этого.

Китай, Бангладеш, Индия — основные производители текстиля в мире. Большинство европейских — массовых и люксовых — брендов уже давно перенесли туда свое производство. С не меньшим энтузиазмом штампуют одежду в Румынии, Польше, Марокко и Египте.

Ушли из дома

Особенно остро проблема делокализации производства стоит во Франции, уже полтора века славящейся своей haute couture, художественными промыслами и уникальными ноу–хау. Французские промышленники начали переносить производство в другие страны еще в 1980–е годы. Поначалу процесс шел довольно медленно, и мало кто отдавал себе отчет в его последствиях. Сумев снизить затраты на производство и получив таким образом сверхприбыль (ведь, несмотря на оптимизацию затрат, снижать цены в магазинах никто не собирался), французские марки поздравили друг друга с победой. Однако тут поневоле вспоминаются слова эпирского царя Пирра: "Еще одна такая победа — и мы погибли".
И в самом деле, последствия делокализации оказались для Франции плачевными: немало заводов закрылись из–за отсутствия заказов, а рынок труда пополнился армией безработных.

Львиная доля из Азии

Как узнать, где произведен товар, выставленный на прилавке? Пожалуй, никак.
Конечно, можно ознакомиться с тем, что написано на этикетке. Изучив этикетки во французских бутиках, можно выяснить, что рубашки и галстуки Dior сделаны в Италии, платья Lanvin — в Румынии, а свитера Zadig&Voltaire — в Китае. Однако неправильно думать, что если марка производит брюки в Испании, то вся ее продукция по определению испанская. Сложность в определении происхождения вещи состоит и в том, что многие бренды рассредотачивают производство, имея заводы сразу в нескольких странах, как, например, всемирно известный французский бренд Louis Vuitton. Да, конечно, марка имеет свои заводы во Франции, в том числе и знаменитую мастерскую в Аньере (Парижский регион), где используется ручной труд, но, как перешептываются в кулуарах, французские заводы марки обслуживают в основном частных клиентов, а это около 300–400 специальных заказов в год — капля в море по сравнению с тем количеством сумок, которыми заполнены вьюттоновские магазины во всем мире.
Помимо заводов во Франции Louis Vuitton имеет свое производство в Испании, Румынии и Китае. И это не единственная марка холдинга LVMH, которая производит свои товары вне Франции. Вот что пишет о сумках Celine Дана Томас, автор книги "Делюкс: как роскошь утратила свой блеск": "Хотя на конгрессе в Гонконге 2004 года Бернар Арно (глава холдинга LVMH. — Ред.) и сказал, что только европейские ремесленники являются по–настоящему компетентными, чтобы изготовлять одежду и аксессуары класса люкс, на следующий же год Celine, одна из марок LVMH, стала производить свою линию сумок Macadam из джинсы и кожи в Китае".
Еще один важный факт: с наступлением нового сезона, то есть 2 раза в год, марка может поменять своего производителя, а, значит, отследить смену страны изготовления становится еще сложнее.
Интересно, что в 2010 году министр промышленности Франции Кристиан Эстрози выступил с инициативой подписания специальной хартии, которая бы регулировала отношения люксовых брендов и их французских производителей, обеспечив последним заказы и уверенность в завтрашнем дне (только в 2009 году заказы люксовых брендов французским производителям снизились на 20%). Несмотря на призывы коллеги по цеху французской марки Agnes b. поддержать отечественные заводы и мастерские, люксовые бренды Chanel, Dior, Yves Saint Laurent, Lanvin, Chloe, Hermes, Sonia Rykiel и Balenciaga отказались подписать хартию.

Полуправда на этикетках

Потребитель справедливо полагает, что, если он добровольно купил футболку с ярлыком Made in China, ему не на что жаловаться. Но он также полагает, что если он с большим трудом разыскал–таки свитер Made in France, то тут он имеет дело с подлинно французским качеством. Однако, как ни странно, напечатанное на этикетке "Сделано во Франции" вовсе не означает, что вещь родом из этой страны. Приписать подобное родство можно вещи, которая была изготовлена в других странах мира, если последняя производственная операция была выполнена именно во Франции. Либо в случае если 45% добавленной стоимости было получено в этой стране.
Например, к футболке себестоимостью 1 евро, произведенной в Бангладеш, пришивается аппликация стоимостью 5 евро, сделанная во Франции: добавленная стоимость товара, полученная во Франции, превышает 45%, и таким образом футболка получает право на этикетку Made in France.
Кроме того, по французским законам товар не обязан иметь этикетку, указывающую его происхождение. Таможенное управление Франции подтверждает, что "не существует документа на национальном или региональном уровне, который делает обязательным указание источника товара, произведенного в ЕС или импортированного в ЕС, кроме некоторых исключений" (продукты питания и другие сельхозтовары). Поэтому некоторые марки наклеивают этикетки Made in France на товары, соответствующие критериям, а на другие товары вовсе не ставят этикеток.

Местное производство

Когда французы поняли, что подлинных отечественных товаров в стране уже днем с огнем не сыщешь, они начали бить во все колокола. Череда текстильных скандалов, когда в одежде H&M и Adidas были обнаружены токсины, также оказала свое действие на общественное мнение (согласно докладу RAPEX, в 2012 году в ЕС были изъяты из обращения 2278 товаров, опасных для здоровья, 34% из которых — предметы одежды; больше половины этих товаров было импортировано из Китая). Наконец дело дошло и до французских политиков. Впервые во всеуслышание о проблеме Made in France заговорил кандидат в президенты на выборах 2012 года Франсуа Байру, и остальные претенденты на пост главы государства тут же принялись писать программы и разрабатывать регламенты. Но, как только выборы остались позади, ушли в небытие и смелые предложения кандидатов по спасению французской промышленности. Сегодня о проблеме напоминают лишь две выставки, обе носят название Made in France: одна специализируется на текстиле, на второй помимо одежды можно найти продукты питания, канцелярские товары, детские игрушки и прочие вещи.
В последнее время все больше марок понимают необходимость перейти на локальное производство, чтобы привлечь потребителя; некоторые бренды идут еще дальше, как, например, Frenchtrotters, производящий свои товары исключительно в Париже, о чем свидетельствуют этикетки на одежде — "Fabrique a Paris". Однако это в основном начинающие дизайнеры или же марки местного характера.
А тем временем французские люксовые бренды — когда–то гордость страны! — забыв, что их одежду покупают не только за имя, но и за французское качество, продолжают свою увлекательную погоню за сверхприбылью за рубежом.
Как ни странно, напечатанное на этикетке "Сделано во Франции" вовсе не означает, что вещь родом из этой страны. Приписать подобное родство можно вещи, которая была изготовлена в других странах мира, если последняя операция выполнена во Франции.
 
 

Made in France Некоторые марки с основным производством во Франции

> Одежда
Agnes b.
Aganovich
Petit Bateau
Beatrice Demulder Ferrant
Celine Meteil
Christine Phung
Lea Peckre
La Belle Marine
Octavio Pizarro
Yiqing Yin
"1083"
Tuff's
Bel Maille
Le Moine Tricote
Saint–James
> Обувь
Robert Clergerie
Louis Felix
Pindiere France
Repetto
> Аксессуары
Agnelle (перчатки)
Duvelleroy(веера)
Le Slip Francais (нижнее белье)
Collegien (чулки и носки)
Laulhere (береты)
Lainitude (шарфы)
> Интернет–сайты, специализирующиеся на товарах 100% made in France
Www.mercicheri.com
Www.ledressingducocardier.fr
Www.cocardeverte.fr
Www.vacancesfrancaises.com