"Деловой Петербург". "Яровит Моторс" продает предприятие по сборке грузовиков в Петербурге

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Совладелец проекта "Ё–Авто" компания "Яровит Моторс" сворачивает сборку грузовиков на Свердловской набережной в Петербурге, в создание которой вложила $40 млн.

Белорусский производитель грузовиков и партнер группы "ОНЭКСИМ" Михаила Прохорова по реализации проекта "ё–мобиля" продает свое сборочное предприятие на Феодосийской ул., но остается участником проекта по строительству завода "ё–мобилей" в Марьино.

Несостоявшиеся планы

Основным владельцем завода "Яровит Моторс" (ЯМ) на Феодосийской ул. в Петербурге является одноименное белорусское предприятие (90% акций), еще 10% акций принадлежит Андрею Бирюкову. ЗАО "Яровит Моторс" 10 лет назад выкупило у Ленинградского металлического завода (ЛМЗ) участок, где в 2005 г. был открыт завод по сборке грузовиков под маркой Yarovit. Затраты на организацию завода составили $40 млн. К 2009 г. объем выпуска должен был достичь 1,8 тыс. авто в год. Но на эти показатели предприятие так и не вышло. В 2008 г. Смольный выделил "Яровиту" в аренду 11,5 га в Рыбацком. Компания собиралась вложить $50 млн в создание здесь сборочного завода с годовой мощностью 10–12 тыс. грузовиков, работающих на сжиженном газе и с электрической трансмиссией. Завод так и не был построен.
В 2011 г. ЯМ совместно с группой "ОНЭКСИМ" приобрел три участка общей площадью 40 га в промзоне Марьино под Петергофом. На одном из них предполагалось построить завод по производству "ё–мобилей" — ЯМ вместе с "ОНЭКСИМ" реализует этот проект через ООО "Ё–Авто", где партнерам принадлежит по 49 и 51% соответственно. Второй участок предназначался под завод по выпуску комплектующих "Техонэксим", третий — для сборки Yarovit. Как сообщили в "ВТБ Девелопмент" (девелопер Марьино), на площадке "ё–мобиля" работы идут, а у "Яровита" — нет. В то же время на сайте Российского аукционного дома появилось объявление о продаже завода на Феодосийской ул. за 320 млн рублей.

Без комментариев

В последние годы ЯМ фигурирует только в новостях, связанных с ё–проектами или прокурорскими проверками. В апреле этого года прокуратура Петербурга возбудила административные дела против руководства и собственников завода "Яровит Моторс", которые задолжали рабочим 8 млн рублей зарплаты. Ранее, в сентябре 2012 года, один из совладельцев "Яровит Моторс" Андрей Бирюков покинул пост гендиректора "Ё–Авто".
Андрей Бирюков не подтвердил, но и не опроверг информацию о закрытии производства грузовиков в Петербурге. В белорусском офисе "Яровита" также не смогли рассказать о планах петербургского подразделения, сославшись на болезнь работника, ответственного за связи с прессой.
В "Ё–Авто" не ответили на вопрос, остается ли ЯМ в проекте "ё–мобиля", объяснив, что не могут комментировать действия другой компании. Но в компании подтвердили информацию владельца "ОНЭКСИМ" Михаила Прохорова, который неделю назад сообщил, что серийный выпуск "ё–мобилей" начнется в конце 2014 г., нынешним летом будет презентация концепта, а в продажу машины поступят в 2015 г. Напомним, что ранее запуск предполагалось начать в 2012 г., потом — в 2013–м. Мощность завода по производству "ё–мобилей" в Марьино — 45 тыс. единиц в год. Для начала выпустят партию в 40 машин стоимостью по 350 – 450 тыс. рублей за штуку.

Грузовики не нашли своего покупателя

Эксперты полагают, что "Яровит" отказался от планов по сборке грузовиков в России. Сборочные производства такого рода создаются, как правило, под какие–то конкретные контракты, поясняет глава "Автоклуба А24" Денис Шубин. Например, "Скания" запускала местное производство автобусов в расчете на заказы от Смольного, среди клиентов MAN, который в этом году обещает запустить завод по изготовлению грузовиков в Петербурге, такие крупные перевозчики, как "Совтрансавто", "Д–Транс" и др. "Видимо, у "Яровита" тоже был расчет на какие–то крупные контракты, но он не оправдался", предположил Денис Шубин.
Начальник аналитического отдела Банка "БФА" Денис Демин считает, что цеха "Яровита" вряд ли кого–то заинтересуют как производственная площадка. Расположенный по соседству ЛМЗ через 10 – 15 лет планирует переехать со Свердловской наб., а освободившиеся территории, скорее всего, застроят жильем и офисами. Поэтому покупатель будет рассматривать площадку как место для реализации девелоперского, а не производственного проекта.