"Деловой Петербург". Самые некрасивые здания времен губернатора Полтавченко

Автор фото: Евгений Асмолов

Архитекторы Петербурга назвали самые некрасивые здания, которые появились в городе при губернаторе Георгии Полтавченко.

Эпоха Валентины Матвиенко осталась в памяти чередой градостроительных ошибок. В 2010 году "ДП" опубликовал первый антирейтинг, лидерами которого были "Монблан" на Пироговской наб., "Регент–Холл" на Владимирской пл. и Renaissance Baltic Hotel на Почтамтской ул.
Чтобы понять, как изменился облик города при новом градоначальнике, "ДП" провел новый опрос ведущих архитекторов Петербурга, и они на условиях анонимности перечислили самые некрасивые, с их точки зрения, здания, которые появились либо были закончены в городе за последние 1,5–2 года. Понятно, что цикл строительства в России — процесс, который зачастую может неконтролируемо растягиваться на годы, а то и на десятилетия, но в конечном итоге окончательный результат все равно связывается с тем временем, когда эти здания стали заметным фактором окружающей среды.
Как и в прошлый раз, многие эксперты отказались участвовать в опросе, ссылаясь на то, что "архитектор может негативно высказываться о работе коллеги только в закрытой среде архитекторов или на Градостроительном совете". Остальные не стеснялись в выражениях, то и дело в комментариях звучали неполиткорректные оценки типа "фашизм", "хамская работа", "иностранные бандиты", "уродство" и т. д.
Рейтинг ни в коем случае не претендует на репрезентативность. Как оказалось, далеко не все архитекторы хорошо знакомы с новостройками города. Но в итоге "победитель" 2013 года был достаточно предсказуем: вслед за протестующей общественностью главной неудачей последних лет архитекторы признали здание второй сцены Мариинского театра. Львиная часть опрошенных упомянула Мариинку–2 в своих ответах, и в итоге новый театр возглавил рейтинг с огромным отрывом. Рассказывая о своих впечатлениях, архитекторы вспоминали, что выступали против этого проекта еще на Градсовете, но это совершенно не помешало его реализации. Кого–то сам проект устраивал: "не плохой и не хороший, а именно что никакой, но только из–за гергиевских амбиций стоит не в том месте".
Кого–то рассердило высокомерие канадского архитектора Джека Даймонда, который демонстративно проигнорировал все замечания российских коллег. Кстати, обида на иностранцев чувствуется: их работы оказались в топе антирейтинга.
Кроме того, респондентов объединила ненависть к застройке окраин: призванные быть стенами гигантской воронки, в центре которой покоится исторический Петербург, они подступают все ближе: "Пока смотришь на уровне горизонта — все замечательно, а выше голову лучше не поднимать".
Но и в этом случае эксперты находят оправдание: "Архитекторы лишь выполняют требования заказчика. Кроме того, как показывает практика (по их мнению), современная архитектура в первые 20 лет всегда кажется отвратительной. И петербуржцы просто не хотят смотреть вперед, они не готовы ни к одному эксперименту. Лондон готов, Париж готов, а Петербург — нет. Но тогда те, кто очет, чтобы в этом городе все было как прежде, мечтает о неоклассицизме, пусть добиваются принятия регламента: 21 м (В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Петербурге гражданские здания выше карниза Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на 1 сажень меньше. — Ред.), и до свидания. Только безо всяких исключений. Мы первыми под этим регламентом подпишемся, самим надоели высотки из стекла и бетона".
Все вышесказанное можно было бы считать коллективным ответом на извечные вопросы "что делать" и "кто виноват", если бы не отдельные нюансы. Один из экспертов вспомнил коллаж с видом на Стрелку с Троицкого моста. Вместо первых градостроительных ошибок — "Финансиста" и "Биржи" на нем был изображен Исаакиевский собор. Так вот, он смотрелся.
Исаакий — это такое здание, которое будет смотреться где угодно.
 
 

Справка

Участники опроса

> Олег Харченко, генеральный директор компании "УРБИС–СПБ"
> Михаил Мамошин, руководитель ООО "Архитектурная мастерская Мамошина"
> Никита Явейн, руководитель ЗАО "Архитектурная мастерская "Студия–44"
> Михаил Сарри, начальник мастерской № 6 ОАО "ЛенНИИпроект"
> Антон Гликин, председатель российского отделения Международной организации по традиционному строительству, архитектуре и урбанизму (INTBAU)
> Рафаэль Даянов, руководитель ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть–91"
> Вячеслав Ухов, руководитель ООО "Аритектурно–проектная мастерская Ухова В.О."
> Сергей Орешкин, руководитель ООО "Проектно–производственная фирма "А. Лен"
> Сергей Бобылев, руководитель ООО "Архитектурная мастерская С.Ю. Бобылева"
> Владимир Григорьев, руководитель ООО "Григорьев и партнеры"
> Анатолий Столярчук, генеральный директор ООО "Архитектурная мастерская А.А. Столярчука"
> Григорий Михайлов, руководитель ООО "Архитектурная Студия Михайлова"
> Валерий Нефедов, профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ
> Сергей Падалка, руководитель архитектурной мастерской "Витрувий и сыновья"
> Святослав Гайкович, руководитель архитектурного бюро "Студия–17"

 
 

Десять самых некрасивых зданий-2013

№1. Здание 2-й сцены Мариинского театра
"Мариинка-2 - это драма Петербурга №1". "Но он уже стоит. Стоят же торговые центры - и этот будет стоять". "Я не осуждаю архитектуру, хуже, что изменили машстаб". "За эти деньги, за эти усилия - хуже не бывает".
№2. Жилой комплекс "Электрик-сити" (строительство продолжается)
"Это очень высоко. Высоко и плохо". "Панельные дома на Петроградке - это что-то новое". "Раньше силуэт Николаевской больницы смотрелся на фоне неба. А теперь на фоне этом панельном".
Чтобы таких претензий к проектам не возникало, мы все вместе после широкого обсуждения должны принять для центра Петербурга отдельный Градостроительный кодекс. Тогда исчезнут требования по увеличению площадей, предъявляемые к архитекторам заказчиками, и архитекторы перестанут быть заложниками таких требований. Такая практика уже принята в городах, дорожащих своей ценностью, например, в Берлине. В кодексе, во-первых, должны быть обозначены высотные отметки, причем сделано это должно быть очень жестко. Я, например, сторонник того, чтобы все новые объекты не превышали высоту Зимнего дворца. А пока этого нет, наш проект полностью укладывается в рамки действующего законодательства, что и подтверждает разрешение, выданное на его строительство. Но высотность - это еще не все. В кодексе должно быть прописано, где могут располагаться объекты и из каких материалов они должны строиться. Что касается нашего проекта, то благодаря новым технологиям панели не будут видны, поскольку фасады будут очень высокого качества. Я бы сказал, что такие технологии сейчас весьма востребованы в нашей стране, т.к. позволяют реализовывать проекты за меньшие деньги. Это как раз пример доступного жилья, которое будет выглядеть более интересно".
Сергей Чобан
архитектор ЖК "Электрик-сити"
№3. Жилой комплекс "Александрия" (строительство продолжается)
"Я, конечно, уважаю Бофилла (Рикардо Бофилл, испанский архитектор. - Ред.), но здесь я, видимо, чего-то не понимаю".
№4. Жилой комплекс "Престиж"
"Дом стоит не по оси, и вообще он - непонятно что. Двух других, видимо, было мало". "Биржа" дурная, чуть получше "Финансист", а этот - совсем плавленый сырок".
Что касается расположения, то это же не моя вина: расположение объекта - это не мой уровень принятия решений. Решение о высоте здания тоже принимается действующим главным архитектором (города. - Ред.). Я уже получил это в качестве задания от заказчика. Что касается архитектуры, то это все, безусловно, субъективно. Мне тоже многое не нравится в решениях моих коллег. Что же делать.
Олег Харченко
архитектор ЖК "Престиж"
№5-10
Бизнес-центр Renaissance Pravda
"Непонятное что-то на Бурышкина (Давид Бурышкин - архитектор типографии газеты "Правда", построенной в 1933-1934 гг. - Ред.) насобачили. Возможно, был не шедевр, но так с наследием обращаться нельзя".
Бизнес-центр Renaissance Premium (строительство продолжается)
Жилой комплекс "Светлана" (строительство продолжается)
"Полностью исказил ансамбль Светлановской пл. Посмотрели с площади на пр. Испытателей и обрадовались, как хорошо смотрится. А с проспекта на площадь смотреть не стали".
Жилой комплекс "Смольный парк" (строительство продолжается)
Жилой комплекс "Северная долина" (строительство продолжается)
"Ужасный жилой комплекс. Заказчик выжимает все возможности территории без оглядки на эстетику". "Те, чьи подписи стоят на документах, разрешающих такое строительство, заслужили уход на покой. Пусть уступят свое место молодежи, которая знает, как это надо делать, а сейчас вынуждена молча терпеть". "Величие этого города, кажется, ощущают все. Но видят, что проект тогда будет нерентабельным. Поэтому из любви к городу каждый его портит по чуть-чуть". "Все новостройки - это одна большая градостроительная ошибка. Если такие вещи будут разрешать, вокруг города вырастет безумное кольцо".
Жилой комплекс "Дом Lumiere"