"Деловой Петербург". Виктор Гордейчук: К торговле мы относились предвзято

Владелец сетей "Техношок" и "Счастливый взгляд" Виктор Гордейчук рассказал о том, с чего начинал свой бизнес, почему относился к торговле пренебрежительно, но тем не менее бросил любимое занятие — разработку программного обеспечения — и занялся розницей. А также о том, как ему достался бренд Олега Тинькова "Техношок".

С чего начинался ваш бизнес?
— Это было начало 1990–х годов, и мы на тот момент занимались разработкой перспективного программного обеспечения для энергоснабжающих предприятий, в частности созданием автоматизированной системы управления сбытом сначала электрической, а потом и тепловой энергии. Среди наших заказчиков были "Ленэнерго" и ГУП "ТЭК СПб".
Свернули мы это направление 6 лет назад, когда стало понятно, что дальнейшее продвижение продукта с участием в серьезных тендерах самостоятельно крайне затруднительно. На этом было решено поставить точку, тем более что к тому времени затраты на зарплаты программистов стали весьма ощутимы. Да и к тому же часть ведущих программистов, устав от наших не очень результативных метаний, перешла в крупные российские и зарубежные IT–корпорации.
Разработка программного обеспечения была основным направлением для вашего холдинга?
— В 1995 году формально оно еще было основным. Вернее, я считал его основным, но если говорить о финансовой стороне, то, конечно, оно было далеко не на первом месте.
А как появились магазины бытовой техники?
— И розничное, и оптовое направления — результат общего стечения обстоятельств. В начале 1990–х годов много чего возникало стихийно. Наши подрядчики за разработку программного обеспечения и поставку компьютеров расплатились с нами холодильниками. Мы упирались, ведь нам нужны были деньги. Мы же не знали, что получим от реализации этих самых холодильников денег в разы больше, чем нам были должны. Но в итоге мы согласились на этот бартер — и не пожалели.
Это был ваш первый опыт торговли бытовой техникой?
— Да. Потом мы сами вышли на поставщиков этих холодильников. В результате в 1994–1995 годах мы стали представителями украинского завода "Норд" в России и гнали холодильники уже эшелонами. Выяснилось, что спрос на них весьма и весьма высок.
Правда, этот опт в какой–то мере частично был похож на розницу, так как большую часть мы продавали через объявления в газетах типа "Реклама–Шанс".
Когда открылся первый магазин?
— Первый розничный магазин открылся в 1994 году на Московском пр., 130. Это был магазин с названием "Симтекс" — так называлось наше юрлицо.
Примерно тогда же одна из сотрудниц предложила мне принять участие в приватизации молочного кафе, которое находилось по этому адресу. Там работали хорошие повара, которым в процессе приватизации достались доли. Они могли приватизировать кафе, но за это надо было заплатить, а денег у них не было. Сотрудники кафе были готовы продолжать заниматься своей любимой работой. С учетом того, что площадей у них было больше, чем нужно, мы стали их партнерами: часть площадки оборудовали в уже более современное кафе, по интерьеру это было на тот период даже больше похоже на ресторанчик, а во второй половине организовали торговлю крупной бытовой техникой. В основном это были наши — бывшие советские — холодильники, стиральные машины "Вятка–автомат" и другие марки.
Кстати, в 1995 году именно мы первыми в России привезли первый контейнер импортной техники.
Из Китая?
— Нет, из Италии — от известных фирм Indesit, Ariston. И тут мы совершили ошибку.
Мы уже были большими специалистами по холодильникам, великолепно знали спрос. Но мы переоценили спрос на более дорогие марки. Взяли большую партию импортных холодильников и чуть–чуть, для пробы, довольно дорогих стиральных машин. Вот стиральных машин у нас не осталось на вторые сутки, а холодильники продавались еще долго. На фоне вполне приличной отечественной техники импортные холодильники выглядели завышенными по цене — а аналогов таких стиральных машин на российском рынке тогда было мало.
Долгое время нам казалось, что мы сможем снова вернуться к программному направлению как основному виду деятельности, а торговля бытовой техникой будет просто источником дохода, финансовой подпиткой. Тогда мы, как люди от науки, пренебрежительно относились к торговле. Купил дешевле, продал дороже — где здесь творчество?
Да, мы понимали, что без финансовых вливаний вести бизнес невозможно, но мы не могли что–то делать только ради получения прибыли, должна была быть какая–то идея.
Нас даже не прельщала продажа компьютеров, которая также приносила хорошую прибыль. Мы готовы были этим заниматься только в виде сопутствующей услуги: если вы заказываете наше программное обеспечение, то мы возьмем на себя и поставку компьютеров.
Вот такой был в то время подход к ведению бизнеса. Однако со временем под влиянием рыночной среды наши приоритеты поменялись.
"Симтекс" всегда был семейной компанией?
— Нет, изначально у компании было два собственника — я и Алексей Белоусов, который сегодня является вице–президентом СРО "НП "Объединение строителей Санкт–Петербурга". Когда у нас активно пошла торговля, Алексей одновременно начинал заниматься строительством — это казалось ему более перспективным. Параллельно он занимался общественной деятельностью, у него возникли контакты с администрацией, и со временем мы разделились.
К тому моменту у нас был еще и туристический бизнес — туроператор "Балтика–тур". Мы организовали свое направление выездного туризма, в основном в Испанию. После того как мы с Алексеем разделили компанию "Симтекс", турфирму мы тоже закрыли. Это был 1997 год.
Как получилось, что вы купили "Техношок" Олега Тинькова?
— В 1995 году, когда у нас работали магазины "Симтекс", тогда уже в Петербурге работал "Техношок" Олега Тинькова, который продавал аудиовидеотехнику.
Так получилось, что у нас был упор на крупный "быт" и мы его продавали больше, чем "Техношок", а у них был упор на аудиовидео. Мы не понимали почему, но по каким–то причинам у них продажа этого товарного направления шла гораздо лучше, чем у нас.
А потом у "Техношока" начались сложные времена. Тиньков хорошо вложился в другой бизнес, и тут случился кризис 1998 года. Все магазины "Техношок" были в залоге у Промстройбанка (в 2005 году Промстройбанк был приобретен банком "ВТБ". — "ДП"). Сначала Промстройбанк решил сам через свою "дочку", компанию "Балтторгком", управлять "Техношоком", но у него плохо получалось — банкиры чувствовали, что деньги и активы куда–то уплывают.
Потом к управлению подключили меня. Я начал разбираться с делами "Техношока" и осознал, что коллектив, воспринимая "Балтторгком" как оппонента, фактически работал на себя: закупал товар и вел параллельную торговлю. В какой–то момент банк решил продать эти активы и произвел оценку их стоимости. Залоговая оценка не покрыла задолженности перед банком, и Тинькову предложили возместить разницу и полностью закрыть долг. В завершении сделки были заинтересованы все стороны: и банк, и Олег Тиньков, и я. Более того, были и другие интересанты, которые вели с банком переговоры об участии в сделке.
Мы переиграли своих оппонентов тем, что предложили формулу, которая устроила всех. Смысл ее заключался в том, чтобы расплатиться по долговым обязательствам не сразу, а с течением времени, при этом не прекращая работу "Техношока".
Мы поняли, что можно вложить в компанию дополнительные средства, получить прибыль и таким образом рассчитаться по кредитам, параллельно развивая бизнес.
И вы оставили себе бренд "Техношок"?
— Да. В результате мы объединили магазины под один бренд — "Техношок". Наш бренд "Симтекс" происходил от юрлица, и мы как раз думали над тем, что надо создавать новый бренд сети. Когда Тиньков приступал к торговле, он тоже сначала работал под маркой "Петросиб" — название юрлица, но потом не побоялся и переименовал магазины в "Техношок".
Мы все приходили к пониманию цивилизованной торговли, информации было мало, рынок только формировался, отечественных примеров перед глазами не было, не было того же Интернета.
А как появилась сеть "Счастливый взгляд" ?
— Тоже случайно. Ко мне пришел работать один сотрудник из сети "Невская оптика" со своими идеями. Сначала появилась маленькая структура из двух оптик, потом еще две. Это был пилотный проект, я не скажу, что мы его сильно опекали. Дали установки, как организовывать дело, — и все. Тем более что управляющий, как мне казалось, понимал технологии розничных продаж.
На тот момент он почему–то решил, что оптика — это специфическая тема, маркетинг там не нужен. На первое место были поставлены качество услуги и семейная обстановка магазина. К сожалению, у него не все получилось, и мне пришлось глубоко вникнуть в деятельность оптического направления. Впоследствии я много анализировал, почему у нас тогда ничего толкового не вышло, — к тому времени уже было шесть салонов и 2 года работы в минус.
Когда я познакомился с операционными результатами, я понял, что проблема в слабом менеджменте. Пришлось частично поменять команду, подключиться к управлению. В итоге собрались люди, которые неплохо разбирались в организации торговли. В конце 2007 года направление оптики возглавил мой сын Антон, и с этого момента компания стала быстро расти.
Что сегодня представляет собой сеть "Счастливый взгляд"?
— Сегодня у нас 66 салонов в России, из них большая часть — на Северо–Западе. Сеть представлена в среднем ценовом сегменте. С конца 2012 года мы запустили еще одну сеть — "Реноме", но уже для покупателей с высоким уровнем дохода.
Конкурентов в очковом направлении покупать не собираетесь?
— Мы постоянно мониторим рынок, ведем переговоры. Проблема в том, что ожидания мелких игроков зачастую слишком завышены, что в итоге заводит диалог в тупик. Но мы продолжаем работать в направлении регионального развития.
Как продвигаются ваши переговоры по привлечению инвестора в сеть "Техношок"?
— Переговоры продолжаются. Такие важные решения должны быть обдуманы и максимально просчитаны, поэтому мы не торопимся и ищем оптимальный для всех вариант. Думаю, скоро мы сможем поделиться новостями.
 
 

Биография

Виктор Гордейчук

> Родился в 1956 г.
> В 1979 г. окончил факультет автоматизированных систем управления Ленинградского высшего военного инженерного училища связи им. Ленсовета.
> В 1990–х гг. основал малое государственное предприятие по разработке имитационных моделей систем связи, программного обеспечения и производство спутниковых бытовых антенн.
> В 1992 г. начал развитие сети магазинов бытовой техники под маркой "Симтекс". В 2003 г. учредил "Счастливый взгляд". Женат, двое сыновей.

 
 

 
 

О компании

ЗАО "Компания "Симтекс"

> Основана в 1992 г.
> В 1999 г. приобрела сеть "Техношок" (принадлежала Олегу Тинькову).
> В настоящее время сеть "Техношок" насчитывает 33 магазина в Северо–Западном регионе.
> В 2003 г. Виктор Гордейчук учредил сеть по продаже очковой оптики "Счастливый взгляд", которая сегодня насчитывает 66 салонов и входит в тройку ведущих российских сетей по обороту и количеству магазинов.