"Деловой Петербург". Летнее затишье на рынке труда оказывается мнимым

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Период с конца мая до середины августа на рынке труда принято считать временем затишья. Новых вакансий не появляется (не считая сезонной временной работы), те, кто хотел бы найти или сменить работу, снижают свою поисковую активность. Однако часть экспертов называют это затишье кажущимся. На самом деле в нем есть свои возможности как для кандидатов, так и для работодателей.

Обычно сезон затишья на рынке труда начинается в конце мая (хотя в это время он еще мало заметен), усиливается в середине июня и держится до середины августа, замечает Галина Евстратова, консультант петербургского офиса рекрутинговой компании Adecco Group Russia. Как правило, речь идет о кандидатах, которые ищут постоянную работу. По личной оценке эксперта, в мае активность кандидатов падает примерно на 25%, с июня до середины августа снижение может доходить до 45%. "Хочу заметить, что такой же период существует и в сезон новогодних праздников: с середины декабря до середины февраля. Но он менее выражен", — говорит Галина Евстратова.
Мария Маргулис , генеральный директор кадрового агентства "1000 кадров", чья компания специализируется на подборе рабочих специальностей, оценивает снижение активности в 20–30%. Директор петербургского офиса компании Pedersen&Partners Анатолий Лыткин, работающий в сегменте прямого поиска по запросу работодателей (executive search), — в 15–20%. Несмотря на различие в оценках, причины затишья схожие: сказывается желание кандидатов отдохнуть летом, а также отсутствие предложений о постоянной работе со стороны работодателей.

Временное счастье

С временной же работой проблем, как правило, нет. "Есть сферы бизнеса, в которых лето — это разгар или начало высокого сезона, то есть жизнь именно в это время года бьет ключом и растет спрос на работников с временной занятостью", — замечает Мария Маргулис. Это относится к сфере гостеприимства, ресторанному бизнесу, производству напитков, мороженого, строительных материалов и т. п.
"В летний период город переживает высокий туристический сезон, обороты ресторанов и отелей увеличиваются и, соответственно, требуется больше персонала для обслуживания выросшего объема гостей, — добавляет руководитель пресс–службы HeadHunter по Северо–Западу Ольга Шматко. — Кроме того, летом часто запускаются сезонные проекты — рестораны под открытым небом, концертные площадки для фестивалей и т. д. В этот период требуются официанты, повара, бармены, хостес, аниматоры, промоутеры.
На втором месте по запросам на временный персонал в это время — вакансии, рассчитанные на молодежь без определенного опыта работы и специальности. Это операторы колл–центров, менеджеры по продажам несложной продукции или услуг, не требующих глубокого знания рынка и опыта работы, продавцы–консультанты в розничной торговле". Активность молодежи в этот период подтверждает и статистика портала Superjob.ru: например, в июле 2012 года рост резюме соискателей в возрасте 16–25 лет за месяц составил 16%.

А все–таки она вертится

Однако часть экспертов полагает, что летнее затишье в отношении постоянной работы кажущееся. "В компаниях с четкой стратегией и эффективно работающей системой управления персоналом все запланировано заранее, и работа по привлечению талантов ведется последовательно весь год, — отмечает Екатерина Ильина, партнер Boyden Russia, и добавляет: — Проекты по поиску руководителей не зависят от сезона".
В Boyden Russia считают, что лето скорее больше влияет на скорость принятия решений (больше времени уходит на подготовку и проведение встреч, интервью и переговоров), чем на количество проектов. Хотя, как замечает Светлана Катаева, управляющий партнер рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting, "сейчас многие топ–менеджеры даже в отпуске остаются на связи и могут принимать решения о найме удаленно в срочных случаях". К слову, она тоже не наблюдает особого затишья на рынке труда в летний период. "Я бы сказала даже, что работодатели активнее соискателей: часть вакансий открыта в связи с тем, что сотрудники принимают новые предложения по работе и работодатели вынуждены искать замену в довольно динамичном режиме, — говорит эксперт. — Особенно ощущается нехватка хороших, квалифицированных кандидатов по инженерно–техническим позициям, позициям в области продаж, закупок". Вообще, отпуска, считает Светлана, — опасное время для работодателей. В это время у работников возникает возможность без суеты подумать о том, довольны ли они текущим местом работы, не пора ли сменить его или хотя бы посмотреть предложения рынка труда. "Как, наверное, замечали многие работодатели, сотрудники возвращаются с такими мыслями, а иногда даже с заявлением на увольнение по собственному желанию именно после продолжительных праздников или отпусков", — обращает внимание Светлана Катаева.
С тем, что в отпускной период растет процент увольнений по собственному желанию и активный поиск работодателями замены ушедшим сотрудникам, согласна и Ольга Шматко: "Более половины заявлений об увольнении пишутся после отпуска. Хотя большинство сотрудников принимают решение об уходе еще до него, они хотят отгулять заработанное и выйти на новое место отдохнувшими". Объясняет не падающую летом активность работодателей потерей работников после отпусков и Галина Евстратова. По ее словам, летом немало сотрудников находятся в отпуске с последующим увольнением, и на их место требуется постоянный сотрудник или временная замена.
К числу тех рекрутеров, кто не ощущает сильного сезонного затишья в отношении предложений и поиска постоянной работы, относится и Анатолий Лыткин. По его мнению, сезонный фактор в последние годы нивелируется ростом интенсификации процессов, то есть экономией затрат труда во всех их видах и сферах. При этом эксперт подчеркивает, что этим летом некоторый спад все–таки возможен, но он будет продиктован не временем года, а глобальной экономической неустойчивостью. "Ее влияние на рынок труда в разы перекрывает значимость сезонных колебаний", — уверен Анатолий Лыткин.

Каждому свое

Что касается возможностей, которые предоставляет лето для поиска новой работы и новых работников, то у каждого эксперта свои советы. Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru, считает, что летний период предоставляет хорошие шансы для работодателей привлечь в компанию выпускников и молодых специалистов, которые до осени (самого активного рабочего сезона) смогут обучиться и войти в курс дела.
Кроме того, согласно ежегодному опросу Superjob.ru, некоторые соискатели не собираются летом в отпуск (по данным 2013 года, таких наберется около 24% из числа опрошенных респондентов), и, таким образом, они остаются на открытом рынке труда в качестве потенциальных кандидатов. А здесь, как замечает Светлана Катаева, большие возможности для ищущих персонал компаний. Ведь чтобы переманить работающего специалиста, не всегда нужны большие деньги, достаточно предложить новые, интересные задачи для человека, который считает, что он засиделся.
Также среди причин, по которым работающие специалисты готовы рассмотреть предложение со стороны, чаще всего упоминается недовольство руководителем либо атмосферой в компании, отношением в ней к людям, а также отсутствием роста зарплаты при растущем объеме обязанностей. "В ситуации, когда работодатель заинтересован привлечь профессионального менеджера и рассматривает кандидатов, неактивно находящихся в поиске работы, летний период выгоден тем, что в это время можно в более спокойном и взвешенном режиме рассмотреть оптимальное количество кандидатов и остановить свой выбор на более подходящем, — замечает управляющий партнер HR Solutions Рафаил Алиев. — При этом принять во внимание нюансы и условия, при которых интересный кандидат может перейти в компанию работодателя".
Анатолий Лыткин уверен, что лето — время для соискателей заняться повышением своего профессионального уровня, так как именно на профессионалов с доказанными компетенциями спрос остается достаточно стабильным.
Галина Евстратова, которая считает лето временем затишья со стороны кандидатов, а не работодателей, видит выгоду в этом периоде именно для соискателей. "Так как предложений на рынке летом больше, чем желающих на них откликнуться, можно "продать себя подороже", — уверена она.