"Деловой Петербург". Оборот небольших торговых точек без алкоголя упал на 20-30%

Автор фото: Асмолов Евгений

Ограничения на продажу алкоголя и пива ударили по малым компаниям, резко сократив их обороты - примерно на 20-30%. Антитабачный закон усугубит ситуацию.

Запрет на продажу спиртосодержащей продукции в нестационарных объектах — павильонах, ларьках, введенный федеральным законодательством с июля 2012 года, ударил по малому бизнесу.
"С уверенностью можно сказать, что оборот розничной торговли малых и средних предприятий упал на 20 – 30%", — говорит Яна Боровицкая, координатор Лиги арендаторов Петербурга. По оценке экспертов, до введения запрета у ларьков до 80% продаж приходилось на пиво и табак, у павильонов — до 55%, у магазинов площадью до 50 м2 — от 15 до 40%.
В Ленобласти в 2012 году темпы роста оборота розничной торговли оказались самыми низкими за последние 3 года. В 2012 году оборот вырос всего на 102,7%. Для сравнения — в 2010 году он вырос на 111,8%, в 2011 году — на 113,9%. Оборот розничной торговли в ЛО в 2012 году составил 226,6 млрд рублей. В Петербурге за тот же период он составил более 1 трлн рублей, из которых 25% приходится на малый бизнес. На конец 2012 года в городе функционировало 134 зоны мелкорозничной торговли, а также 3670 отдельностоящих объектов (павильонов, киосков, передвижных средств).
Чиновники из комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка не готовы сказать, сколько временных объектов закрылось в Петербурге из–за запрета на продажу алкоголя. Однако участники рынка отмечают, что удар оказался серьезным.

Все пошли в сети

"Произошел отток клиентов, которые предпочитают совершать все покупки в одном месте", — рассказывает Владимир Меньшиков, исполнительный директор НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга".
"Обороты падают, так как сужается ассортимент, а заместить выпадающие доходы реализацией других товарных групп не представляется возможным, так как уже создан перекос цен в пользу крупного сетевого формата", — отмечает Яна Боровицкая.
По подсчетам агентства INFOLine , в 2013–2014 годах отток потребителей и сокращение выручки приведут к закрытию около 60 тыс. временных торговых объектов в России. В крупную розницу уйдут дополнительно 2,8 трлн рублей доходов.

Дело — табак

Запрет на реализацию табака, который будет введен для нестационарных объектов с июня 2014 года, еще больше усугубит ситуацию, считают эксперты. Государственная дума во втором чтении приняла проект федерального закона "О защите граждан РФ от последствий потребления табака", внеся в него поправки. Ранее законопроект с 2015 года запрещал торговать табачными изделиями в небольших торговых объектах (до 50 м2, а в сельских районах — до 25 м2). Это ограничение сняли. Но ларьки и киоски все же подпадают под запрет.

Восстание киоскеров

В Москве состоялся Всероссийский съезд коалиции киоскеров, в котором приняли участие предприниматели из 35 регионов России. Представители малого бизнеса отмечают постоянное ужесточение законодательства и возникновение все новых барьеров: кроме запрета на продажу алкоголя, это также принятие антитабачного закона, повышение страховых взносов для ИП в 2 раза и т. д. Все это, на их взгляд, по–прежнему ставит мелкую розницу и крупный ретейл в неравные условия.
В Петербурге и Ленобласти эксперты отмечают существование дополнительных барьеров, усложняющих жизнь малых компаний.
В Петербурге это проблемы с подключением в электросетям, отсутствие патентной системы налогообложения. В Ленобласти — введение запрета на организацию розничных рынков в нестационарных объектах, что привело к сокращению в 2012 году количества рынков с 35 до 15. Общественники отмечают, что все это создает привилегии для сетевой торговли. Кстати, доля сетевых предприятий в обороте розничной торговли в 2012 году по России составляла 20,5%, по Петербургу — 56,1%, по Ленинградской области — 38,8%.