Оппозиция показала себя в "Космосе"

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
.

В Москве накануне прошли общественные слушания по итогам "марша миллионов" 6 мая прошлого года. В гостинице "Космос" на ВВЦ собрались почти 1,5 тыс. человек. На слушаниях оппозиция представила результаты собственного расследования событий и попыталась ответить, кто виноват. Неожиданностей не было – активисты просто еще раз повторили, что во всем виноватой считают власть.

"И здесь ОМОН", — одернул парень девушку. Достал фотоаппарат и попросил: "Встань рядом с ними, я тебя сфоткаю". Девушка замерла у плаката и начала позировать.
На верху лестницы в киноконцертном зале гостиницы "Космос" всех пришедших встречала ровная, во всю ширину лестницы, цепь полицейских. Они грозно смотрели на поднимавшихся — с огромной фотографии. А пришли 1,5 тыс. человек. Среди участников в основном — пожилые люди Я встаю рядом с фотоомоном и рассматриваю толпу входящих людей: пожилые мужчины в аккуратных костюмах, диссиденты в джинсах, женщины под сорок, даже пенсионеры. Молодежи, студентов с креативными плакатами, цветными косичками и забавными фенечками, которым так удивлялись на прошлогодних митингах оппозиции, несравненно меньше.
Публичные слушания собрали всех оппозиционных и правозащитных звезд. В фойе Алексей Навальный с забинтованной рукой раздает автографы, а Борис Немцов с Михаилом Касьяновым и Владимиром Рыжковым — комментарии прессе. Людмила Алексеева рассказывает про обыски в Хельсинской группе, Ольга Романова спорит с журналистами. Гости в основном вспоминают свое участие в митинге 6 мая: "В общем, смотрю, идет цепь на меня, и я — в сторону. Убежал", — говорил один мужчина другому у столика в фойе. Впечатления они запивали чаем из буфета.
Наверху пришедших снова встречали омоновцы: на стенах фойе разместилась целая фотовыставка с кадрами профессионалов и любителей с митинга 6 мая. На каждой второй фотографии настоящий омоновец бежит в толпу с дубинками наперевес и уже кого-то арестовывает. Рядом — выдержки из доклада, схемы митинга, опубликованные на больших стендах воспоминания очевидцев.
Цепь фотоомона оградила и сцену — перед ней вывесили длинный баннер с фотографиями оцепления на Большом Каменном мосту. Так что все выступления проходили за их спинами. Как на самом обычном митинге.
Показания шестисот
Свое расследование оппозиция начала в декабре 2012 года. И четыре месяца назад на Круглом столе 12 декабря решила представить собственные доводы по поводу произошедших на митинге событий. Активисты создали специальный комитет, в который вошли Людмила Алексеева, Лия Ахеджакова, Зоя Светова, Лев Пономарев, Ольга Романова. Они с помощниками четыре месяца собирали документы, опросили почти 600 человек и опубликовали в итоге около 300 страниц доклада. Главный вопрос, на который пытались ответить собравшиеся, — "А что же произошло 6 мая 2012 года на Болотной площади?"
"Выводы комиссии просты: события митинга 6 мая на Болотной площади были спровоцированы властями", — отметил со сцены сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов. Касьянова сменил президент Фонда "Индем" Георгий Сатаров, который и выступил с основным докладом. Сатаров рассказал, какие были договоренности с властями о проведении митинга; как они менялись и почему, как начался разгон митинга и как освещали митинг и его последствия федеральные СМИ.
"Вы видели, как начиналось движение? Люди, лица, настроение — вы это все видели", — намекал Сатаров на то, что митинг был мирным, а настрой у пришедших — радостным. Он показал на большом слайде "Схему проведения акции", которую согласовали в мэрии. Мнение оппозиционеров по поводу митинга давно известно: под акцию должна была отойти вся Болотная площадь, но власти почему-то в последний момент изменили свое мнение и отдали только узкую полоску набережной. А всю остальную площадь отгородили цепью военнослужащих внутренних войск. "Улица Большая Якиманка, шириной метров 150, по которой шла стотысячная колонна демонстрантов превратилась в 15-метровый проход около Малого Каменного моста. Возник эффект "бутылочного горлышка". Это была целенаправленная работа на сдавливание толпы. А что происходит, когда толпу сдавливают? Конечно, начинается массовая истерия, крики, паника", — этот довод тоже все давно слышали.
"Что мы еще заметили? На полицейских не было опознавательных знаков. Анонимность помогает беззаконию", — заключил Георгий Сатаров. А выдвинутые против митингующих обвинения, по его словам, "сделаны под копирку" и "в них не объяснено ничего". Под конец он огласил результаты расследования того, как освещали это событие и следствие СМИ: "Под копирку проходила пропагандистская кампания, организованная властями. Для сравнения — мы насчитали 54 выступления Владимира Маркина (представителя СКР — ред.) по центральным каналам, и всего четыре раза на экране мелькали адвокаты".
"Кто же тогда начал стычки с полицейскими?" — спросил сам себя Георгий Сатаров и ответил: "Это были специальные провокаторы. Эти люди выкрикивали экстремистские лозунги, толкали полицейских, убегали. Я не видел ни одного человека, который был бы с нами до этого. Они выбегали зачастую из-за спины омоновцев".
В общем, ничего нового комитет не открыл. Доклад комиссии только подтвердил все, о чем оппозиционеры говорили на протяжении года. Единственное отличие в том, что теперь это не выступления отдельно взятых людей, а сведенные в одно показания почти 600 участников митинга. Материалы доклада обещают передать в суд, а люди готовы придти в качестве свидетелей.
Навальный и пианистка
В антракте центром внимания, конечно, стал Алексей Навальный. "Я сразу понял, что освобождения не будет. Сидит матрос Полихович, четыре полицейских, овчарка. Мы написали обращение о невиновности этих матросов", — капитан первого ранга рассказывает Навальному о том, как они боролись за одного из фигурантов "болотного дела" Алексея Полиховича. "Мне кажется, что вы делаете большое дело. Крайне важно консолидированное мнение вашего сообщества. Это даже морская солидарность, которая важна", — находит нужные слова Навальный.
— Алексей, как настроение? — спрашивали гости, имея в виду назначенное на 24 апреля заседание суда по уголовному делу "Кировлеса".
— Отлично, — парировал Навальный.
— Сухари собираете?
— Не дай Бог, — ответил за него Борис Немцов.
"Разгон нужен был, чтобы инагурация Путина 7 мая прошла спокойно", — это Михаил Касьянов раздавал комментарии журналистам. Репортеров сменили обычные люди, и интервью превратилось в разговор с гостями: "Конечно, он боялся, что его праздник победы над Россией пройдет не замечательно. Он прошел замечательно — в Москве было пусто, как будто по ней нейтронной бомбой шарахнули".
Слушания продолжились, на сцену позвали участников митинга, как рядовых, так и известных. Они вспоминали события 6 мая: "Мы уже уходили с Болотной площади. Подошли к ограде, окруженной… Омоновцы цепью нас смели просто… Мы с приятельницей пришли на разрешенное шествие, но мы этого не почувствовали", — рассказывала со сцены участница митинга Любовь Новосельская. Завершились слушания почти что концертом. Актеры Лия Ахеджакова и Максим Суханов прочитали письма арестованных по "болотному делу", а пианистка Полина Осетинская дала концерт и сыграла на рояле.
После этого все стали постепенно расходиться. Залы опустели. Только фотоомон остался стоять на местах. Его вместе со всей выставкой демонтируют ночью или даже под утро.