Счетная палата вслед за Алексеем Навальным обвинила "Аэрофлот" в неэффективном расходовании денег

Автор фото: Алексей Шаблин

Счетная палата вслед за Алексеем Навальным обвинила ОАО "Аэрофлот" в неэффективном расходовании денег и заключении контрактов без конкурса. Речь идет, в частности, о контракте на 64 млн рублей с фирмой "Апостол" Тины Канделаки на раскрутку образа компании в интернете.

Счетная палата РФ провела проверку в ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии"  за 2010–2011 годы и девять месяцев 2012 года. Аудиторы проверяли финансово-хозяйственную деятельность, ценообразование на авиаперевозки, эффективность участия государства в управлении компанией.
Как следует из сообщения Счетной палаты, написанного по мотивам выступления аудитора Сергея Рябухина на коллегии палаты 12 апреля, ведомство выяснило, что "обществом проводились торги преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры стоимостью свыше 10 млн рублей заключены без проведения торгов".
Одним из таких контрактов, стоимостью 64 млн рублей, был заключен с ООО "Апостол" Тины Канделаки, который предполагает создание привлекательного образа авиакомпании в интернете и, в частности, раскрутку видеороликов на канале авиакомпании на Ютубе. У члена совета директоров ОАО "Аэрофлот" Алексея Навального в феврале 2013 года возникли вопросы к гендиректору компании Виталию Савельеву, поскольку именно по его поручению был заключен договор.
По мнению Алексея Навального , контракт был заключен с нарушением федерального закона № 223, регулирующего закупки госкомпаний, и внутренних правил самого "Аэрофлота".
"Контракт составлен таким образом, что поощряет "механистическую раскрутку" видеороликов путем создания виртуальных "просмотров" с помощью специальных программ-роботов", — писал он 18 февраля в своем обращении Виталию Савельеву.
По состоянию на 18 февраля, ОАО "Аэрофлот" перечислило ООО "Апостол" 46 млн рублей в качестве платы за изготовление и продвижение 43 видеороликов и за продвижение двух роликов, изготовленных авиакомпанией.
"Никаких исключений быть не должно: "внеконкурсные" и всякие "в виде исключения" контракты неприемлемы. Совет Директоров должен испытывать нулевую толерантность к таким вещам. А если все-таки случилось, то все должно быть исправлено, а факт нарушения обнародован. Я уверен, что это и в интересах компании, и в интересах акционеров", — писал Навальный в своем блоге.
В пресс-службе ОАО "Аэрофлот" от комментариев отказались. " Благодарим за внимание, проявленное к авиакомпании. К сожалению, в настоящее время прокомментировать итоги проверки невозможно, так как авиакомпания до сих пор не получила представление Счетной палаты. Свяжемся с вами, как только ситуация изменится", — сообщили в пресс-службе.
Пресс-секретарь Алексея Навального Анна Ведута не ответила на звонок. На сообщения, отправленные ей в Твиттере, пока не ответила.
Внеконкурсные контракты — не единственный вывод Счетной палаты. "При оценке финансовых вложений установлены случаи принятия советом директоров экономически неэффективных решений в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами", — говорится в сообщении.
Среди крупнейших дочерних компаний "Аэрофлота" — ОАО "Авиакомпания "Россия", (Петербург), ОАО "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" (Южно-Сахалинск), ОАО "Оренбургские авиалинии" (Оренбургская область), ЗАО "Шеротель" (Подмосковье), АОО "АЛТ Райсбюро А/С" (Дания), ООО "Аэрофлот Рига" (Латвия), ЗАО "Аэрофлот-карго" (Подмосковье).
Кроме того, в числе дочерних компаний — ОАО "Донавиа" (Ростов-на-Дону), ООО "Аэрофлот-финанс" (Москва), ЗАО "Аэромар" (Подмосковье), ЗАО "Джеталлианс Восток" (Москва), ООО "Трансаутик аэро ГмбХ" (Германия), ЗАО "АэроМАШ — авиационная безопасность" (Подмосковье), авиационная школа "Аэрофлота" (Москва).
Согласно выводам Счетной палаты, "Аэрофлот" неэффективно расходовал деньги. Высокая стоимость перевозок ОАО "Аэрофлот" по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке авиаперевозок обусловлена, в основном, выгодными слотами (время отправления и прибытия, удобные для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные летательные аппараты), а также наличием большого объема неэффективных затрат.
Увеличение расходов в целом обусловлено ростом объемов пассажирских авиаперевозок на 24,2 %, суммарной взлетной массы воздушных судов на 20,5 %, а также расходов на оплату труда на 36,4 процента. Между тем, расходы на оказание консультационно-информационных услуг увеличились в 3,6 раза.
В стоимости авиаперевозок 53% расходов связаны с выполнением полета воздушного судна (в том числе 31,9% — горюче-смазочные материалы и 21,2% — аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, поставщики которого являются монополистами на территории Российской Федерации), 26,6% — содержание в исправном состоянии воздушных судов, 10,8% — обслуживание пассажиров и обработка грузов, 9,5% — организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы).
Представители Счетной палаты предложили "сегментировать низкобюджетные авиаперевозки", а также предложили другие меры по сокращению расходов.
По итогам проверки, Счетная палата намерена направить результаты проверки в службу экономической безопасности ФСБ, МВД и Росимущество, представления — в Минтранс, Росавиацию, ОАО "Аэрофлот", отчет о результатах проверки — в Госдуму и Совет Федерации.
По мнению некоторых экспертов, источником проверок, совершаемых по следам Алексея Навального, является политика президента РФ Владимира Путина, которая заключается в "перехвате программы противника". Сейчас Алексея Навального судят в Кирове за вменяемое ему хищение денег при продаже леса госпредприятием "Кировлес" в период, когда он был советником губернатора Кировской области.