"Деловой Петербург". В Петербурге прошла первая битва молодых ученых в формате Science Slam

Наука с пивом: Петербург освоил новый формат интеллектуального развлечения — Science Slam.

В Петербурге прошла первая в России битва молодых ученых в популярном немецком формате Science Slam. Пять молодых исследователей 14 апреля вышли на сцену клуба MOD рассказать о науке так, чтобы было понятно и интересно.
Перенести забаву немецкой молодежи на российскую почву отважилась газета "Бумага", спонсором мероприятия выступила компания JetBrains. К билету (он был платным) прилагался стаканчик вина, пива или газировки. Научные исследования в неформальной атмосфере привлекли в клуб около 500 человек.

Модернизация в пробирке

Согласно формату, принятому в Германии, бой молодых ученых предваряет выступление ученого немолодого, но уважаемого. Приглашенным спикером выступил российский экономист и руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Петербурге Дмитрий Травин. Он заявил, что придумал модернизацию раньше Дмитрия Медведева. В интерьере рассказ ученого воспринимался забавно: большой паук на стене бара, дискошар на потолке и приглушенный свет в зале.
После на сцену вышел магистр кафедры общей психологии СПбГУ Александр Одайник с темой "Почему мы повторяем свои ошибки". "Вас так много! Никогда не думал, что столько людей интересуются когнитивной психологией", — удивился он. Психолог мастерски использовал картинки котиков для того, чтобы держать внимание аудитории в самых сложных местах. Аудитория благодарно смеялась.
Когда психолог дошел до понятия великой иллюзии, когнитивного бессознательного и экспериментов с матрицей, все затихли. Жаждущие знаний так близко прижались друг к другу, будто стояли на концерте какого–нибудь популярного музыканта.
Аспирант матмеха СПбГУ Артур Ханов был больше других похож на ученого: стеснялся, говорил нечленораздельно. Между тем с каждым выступающим — слэмером — работали специалисты по публичным выступлениям, перед самой битвой было несколько репетиций.

Гравитация у растений

Лекция "Обнаружение вредоносных программ по их поведению" большого впечатления на публику не произвела: айтишник не шутил. На вопрос из зала: "Так какой антивирус самый лучший?" — он неожиданно ответил: "Лучше, чтобы он вообще был". "Предохраняйте свои файлы, друзья", — подхватил ведущий и пригласил на сцену сотрудника Высшей школы экономики Дмитрия Омельченко. Он изучает визуальную антропологию нестандартным способом: внедряется в субкультурное общество и снимает документальные фильмы от его имени. Аудитория, судя по шепоту, проектом заинтересовалась и в ультимативном тоне потребовала бросить в "Контакт" ссылку на фильмы.
Неожиданно интересным оказалось выступление "Как растение реагирует на гравитацию" — Григорию Пожванову, сотруднику биолого–почвенного факультета СПбГУ, зал присудил приз зрительских симпатий и потом еще долго обсуждал ауксины — стимуляторы роста растений.
"График плохо видно, поэтому черт с ним" — так закончил выступление ученых аспирант Европейского университета социолог Георгий Милютин. Главное, что он смог донести до публики, — что прогнозы ученых часто совпадают по вероятности с предсказаниями Ванги.
Научные термины, закон больших чисел, приправленный фразами "ни фига подобного" и картинками facepalm, держали аудиторию в тонусе. А она, как правильно отметил ведущий, была "до неприличия активной и доброжелательной". Главный приз в виде боксерских перчаток присудили социологу и биологу, котики психолога оказались не у дел.
По словам основателя движения Science Slam Грегора Бюнинга, в Германии, как и в России, быть молодым ученым — "это не круто". Задача движения — доказать обратное, популяризовать науку.
Вечеринки такого рода проходят в Берлине, Кельне и Дортмунде уже третий год, но существенной прибыли организаторам не приносят. "Прекрасные выступления и атмосфера. Жаль, я не понял ни слова", — признался Грегор Бюнинг и заявил, что надеется привезти в Петербург в следующий раз — 9 июня — молодых немецких ученых. Соорганизатор мероприятия главный редактор "Бумаги" Кирилл Артеменко заявил, что идеи заработать у него нет, однако не исключил, что со временем Science Slam может приносить деньги.