Партия видит, партия знает

Автор фото: Вдовин Сергей

Политики и политологи с увлечением обсуждают рассказ профессора РАН Натальи Просандеевой, которая побывала на закрытом заседании "либерального крыла" "Единой России" и поведала, что партия власти оценивает сложившуюся в экономике ситуацию как почти безнадежную и призывает к немедленным переменам.

Едва ли не главной темой для обсуждения российского экспертного сообщества утром в четверг стал рассказ политолога, профессора института политической психологии РАН Натальи Просандеевой. Она сходила на заседание так называемого "либерального крыла" "Единой России" и рассказала, что на самом деле единороссы думают о состоянии экономики и страны.
Политолог перечисляет показатели, которыми оперировали единороссы: "в течение 2-х ближайших лет нас ожидает дефицит бюджета, в течение 4-5 мы растратим весь свой резервный фонд"; "за 4 месяца 2013 г. закрылись 400 тыс. мелких и средних предприятий в стране"; "90% прибыли сельское хозяйство тратит на оплату энергоносителей. При сходных по величине тарифах в ЕС и РФ, платеж за услуги ЖКХ вдвое выше, чем в Бельгии и ряде других европейских стран. За несколько лет платежи возросли в 4 раза, нисколько не повлияв на качество. Половина управляющих компаний в стране просто сбежала с полученными средствами и исчезла в неизвестном направлении".
"От нашей экономики осталось 1300 "живых" предприятий, — продолжает пересказ Просандеева. — В них занято 20% работоспособного населения страны. Большинство из них — оборонного направления. Гигантское финансирование оборонной отрасли связано с надеждами нашей власти, что "ВПК" сумеет вытащить из ямы всю экономику. Долой всевозможные затратные олимпиады и чемпионаты! Туда же и "Сколково"! Они нам не по карману, что еще мягко сказано".
Проблемы, судя по сказанному на заседании, не сводятся к тому, что чрезмерно растут налоги для малого бизнеса и коммунальные тарифы (не отражаясь на качестве услуг и разгоняя инфляцию) — для всех. И даже не в том, что чрезмерно высоки ставки по кредитам – причем потому, что "большую его часть банки платят силовикам и прочим правоохранителям за "крышу"". И не в том, что госкорпорации не в силах "вытянуть" экономику страны.
Единороссы видят корень проблем в самих себе, то есть в низком качестве управления – "глубоко порочной системе управления, никуда не годном качестве управления". Было сказано, что "необходимо прекратить бодание в правительстве и создать штаб единомышленников, которые бы выработали хоть какую-то стратегию спасения страны и экономики, минуя группы интересов, баланс между которыми и был сутью всякой политики в нашей стране последние 10 лет", рассказывает Наталья Просандеева.
Другими словами, речь идет о призыве к смене политической модели: политическое руководство должно не работать медиумом разных групп интересов (именно такую роль сейчас выполняет на федеральном уровне Владимир Путин), а формировать и проводить последовательную экономическую политику, ориентируясь не на группы влияния, а на интересы страны.
Площадка, где была дана столь пессимистическая оценка ситуации и где прозвучал призыв к столь революционным изменениям, как будто бы для этого и создавалась: "либеральное крыло" "Единой России" стремится одновременно быть провластным и адекватным. Но не все ожидали, что единороссы-либералы и в самом деле будут оценивать ситуацию столь объективно. Правда, пока они делают это только за закрытыми дверями.
Многие эксперты говорят о deja vu: все более многочисленные, хотя все еще преимущественно кулуарные признания власти в собственной неэффективности – это уже было в конце 1980-х. Перестройка – это прежде всего ситуация, когда элиты понимают, что действующая политико-экономическая модель больше не работает, и в этом смысле происходящее в России уже является новой перестройкой, полагает политолог Станислав Белковский.
Происходящее в России похоже на ситуацию первой половины 1980-х, говорит политолог Борис Вишневский: "Тогда на спецдачах советники и руководители тоже все адекватно оценивали. Только менять систему никто из них не собирался. И сейчас не собирается. Не исключено, что, как и тогда, внутри элиты появится человек, который запустит процесс серьезных изменений. И результаты могут оказаться неожиданными: тогда тоже хотели не все менять, а только немножко подправить, но только выяснилось, что подправлять уже поздно".
Внутрипартийная дискуссия в "Единой России" присутствует и идет весьма эмоционально, говорит политолог Алексей Мухин: "Там собрались неглупые люди, они адекватно оценивают ситуацию. Другое дело, что создание либеральной платформы единороссов – это как высадка пальм в условиях вечной мерзлоты: дерево красивое, но жить оно там не будет. Вместо того, чтобы сосредоточиться на своем консервативном электорате, единороссы продолжают заблуждаться о своей будущей политической роли и стремятся охватить весь политический спектр целиком".