"Деловой Петербург". Количество компаний, использующих лизинг персонала, растет на 5-7% в год

Автор фото: Беликов Валентин

В России услугой лизинга персонала пользуются около 35% компаний, и каждый год их количество увеличивается на 5–7%. Спрос от предприятий будет расти, считают эксперты.

Второе название лизинга персонала — аутстаффинг. "Аутстаффинг — это использование труда сотрудников, находящихся в штате компании–подрядчика", — говорит Людмила Шустерова, заместитель генерального директора аутсорсингового подразделения BDO.
По данным исследования HeadHunter , чаще всего компании заинтересованы в лизинге рабочего персонала: неквалифицированных рабочих — 55%, квалифицированных — 40%, а также линейного персонала для сферы розничной торговли — 26%.

Снова на гребне волны

В России число компаний, специализирующихся на кадровом лизинге, ежегодно увеличивается в 1,5 раза. В основном они имеют определенную специализацию: например, подбирают кассиров для супермаркетов или рабочих для строек.
По словам Юлии Сахаровой , директора "HeadHunter Санкт–Петербург", на первых порах лизинг персонала в России пользовался спросом в основном среди западных и мультинациональных компаний, выходящих на российский рынок и по тем или иным причинам имеющих ограничения на размер штатного расписания. "За последние 2–3 года, после выхода экономики из кризиса и восстановления объемов набора персонала производственными, строительными компаниями, услуга снова стала популярной — теперь и среди российских работодателей", — рассказывает она.

Плюсы налицо

"Скорее всего, спрос на услугу будет расти. Связано это с увеличением числа крупного бизнеса, открытием новых торговых площадей крупными сетевыми ретейлерами, а также с желанием бизнеса сократить налоговые отчисления", — говорит Виталий Антощенко, президент Объединенной консалтинговой группы. По его словам, также среди плюсов лизинга персонала — снижение затрат на вспомогательные подразделения и возможность быстро привлечь персонал во время сезонного всплеска.
По этой причине особенно востребована эта услуга производственными компаниями, подверженными сезонному фактору. Например, если компания усиливает производство весной и осенью, то содержать большое количество штатных сотрудников круглый год экономически нецелесообразно, так как в низкие сезоны неизбежны убытки, вызванные простоем производства.
"Также в качестве выгоды можно рассматривать отсутствие необходимости решать трудовые споры с работающим по аутстаффингу персоналом", — говорит Виталий Антощенко.

Подводные камни

По словам Виталия Антощенко, еще один плюс лизинга персонала заключается в том, что исполнитель берет на себя полную юридическую ответственность за предоставляемый им персонал.
По словам Людмилы Шустеровой, не все так гладко. "Да, компания, оказывающая услугу аутстаффинга, ведет весь кадровый документооборот и занимается социальными выплатами для сотрудников, с которыми она работает, — говорит она. — Но на нее же ложится налоговая нагрузка. И, разумеется, это отражается на счете, который выставляется компании–заказчику".
Кроме того, по словам Людмилы Шустеровой, не все компании, занимающиеся кадровым лизингом, берут на себя материальную ответственность за действия предоставляемой ими рабочей силы. "При аутстаффинге компания–заказчик, так сказать, получает специалиста в свое пользование и самостоятельно управляет им: планирует его работу, ставит ему задачи и отвечает за результаты его деятельности", — рассуждает Людмила Шустерова.
Соответственно, объясняет эксперт, если должность предполагает, например, наличие материальной ответственности, то взять на такую позицию сотрудника в лизинг будет проблематично.