"Деловой Петербург". Петербургские перевозчики будут вынуждены потратить на установку новых тахографов 70 млрд рублей

Автор фото: Global Look Press

Минтранс РФ обязал перевозчиков устанавливать отечественные тахографы с криптозащитой. Петербургским компаниям замена оборудования обойдется в 70 млрд рублей.

Минтранс РФ обязал транспортные компании оснастить автомобили тахографами — приборами, регистрирующими скорость, маршрут движения автомобиля, а также период труда и отдыха водителя. По инициативе министра транспорта московского петербуржца Максима Соколова, все тахографы должны быть отечественными и оснащены блоком СКЗИ (система криптографической защиты информации), чтобы водители не могли менять записанные в память прибора данные. Петербургским перевозчикам придется потратить на установку новых тахографов 70 млрд рублей, а заработают на этом проекте только две московские компании: ГК "Штрих–М" и ФГУП "НТЦ "Атлас", подконтрольное ФСБ.

Шоковый приказ

О том, что транспортные средства должны быть оборудованы тахографами к 1 апреля этого года, известно было давно. Многие компании заранее купили и установили импортные цифровые тахографы, так как ГИБДД обещала, что штрафы за отсутствие прибора будут составлять до 10 тыс. рублей.
Однако в последний момент — в середине марта — министр транспорта Максим Соколов издал приказ №36, согласно которому предприниматели должны оснащать свои автомобили приборами только отечественного производства и только с блоком СКЗИ. До появления приказа перевозчики комплектовали машины недорогими тахографами без СКЗИ по 15–17 тыс. рублей, аналогичный прибор с блоком стоит уже 35–38 тыс. рублей. Согласно нормативному акту Минтранса перевозчикам предстоит заменить установленные приборы на аппараты с криптозащитой в течение 2 лет — до 1 апреля 2015 года. В масштабах страны затраты составят 700 млрд рублей, примерно десятую часть заплатят петербургские компании.
Исключение пока сделано только для городских и пригородных пассажирских перевозчиков, а также компаний, осуществляющих международные перевозки. "Мы будем бороться за отмену приказа, если потребуется, обратимся и к премьеру и к президенту, — возмущается председатель Объединения самосвальных грузоперевозчиков Владимир Матягин. — Надо создать водителям условия для отдыха, а потом контролировать их и штрафовать за то, что они не отдыхают по 40 минут каждые 4 часа". К тому же, по словам эксперта, тахографов, соответствующих новым требованиям, а также индивидуальных карт водителей, необходимых для цифровых устройств, в продаже нет.

Водители затаились

ГК "Штрих–М" (один из крупнейших игроков радиоэлектронной индустрии РФ) — пока единственный производитель, обладающий лицензией ФСБ и всеми необходимыми сертификатами на выпуск тахографов в соответствии с приказом Минтранса. Входящее в нее ООО "НТЦ Измеритель" может ежемесячно выпускать до 300 тыс. приборов. Блоки СКЗИ выпускает единственное в России предприятие, связанное с ФСБ, — НТЦ "Атлас". Цена блока составляет половину стоимости всеготахографа — 15 тыс. рублей.
"Заказов на тахографы с СКЗИ пока не поступало. Вероятно, перевозчики еще надеются, что это требование Минтранс отменит", — полагает Валентина Сычева, заместитель генерального директора по автоматизации транспорта ГК "Штрих–М".
Требования о введении защиты пролоббировали страховщики, намекают производители. "Блок СКЗИ не позволит водителю менять данные памяти тахографа, в частности скорость. Применяемыми сейчас иностранными тахографами можно манипулировать", — поясняет Валентина Сычева. В целом, по ее мнению, инициатива Минтранса позитивно отразится на транспортной отрасли — сократится аварийность на дорогах.
На снижение выплат по ДТП надеются и страховщики. "В ситуации, когда растут лимиты по выплатам ОСАГО и при этом тарифы не повышаются, страховщики заинтересованы в поиске мер по снижению уровня мошенничества, и тахографы могут нам помочь", — говорит заместитель директора петербургского филиала компании "Росгосстрах" Дмитрий Синишев. В перспективе, по его словам, страховщики будут определять стоимость страховки, опираясь на показания приборов. Это значит, что склонные к нарушению ПДД водители не смогут дешево застраховаться.

Все те же лица

История с СКЗИ, скорее всего, будет развиваться по сценарию внедрения защищенной электронной контрольной ленты в кассовых аппаратах.
В 2004 году государство обязало компании установить в кассовые аппараты дополнительный блок ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная), который не позволяет занижать налогооблагаемую базу. Навязанные государством новации обошлись предпринимателям в 5 млрд рублей, значительную часть которых получил "Атлас" (производит защищенную ленту) и тот же "Штрих–М" (контролирует более 50% рынка кассовых аппаратов в стране).
Предприниматели просили Михаила Фрадкова , бывшего тогда премьером, отменить ЭКЛЗ, но успехов эти переговоры не возымели.
Контроль за режимом труда и отдыха водителей всех категорий обязан быть. Единственная глупость приказа № 36 в том, что он содержит в себе странные требования к тахографам. Есть мнение, что они придуманы под определенного производителя с желанием протолкнуть систему "ГЛОНАСС". Мы занимается внутренними и международными перевозками. Все машины оборудованы электронными тахографами. Но не ясно: если сегодня наш автомобиль ездит по территории РФ, а завтра по Европе, то что — прикажете переставлять туда–сюда тахографы? Мы этого делать не собираемся.
Алексей Патрухин
генеральный директор ТЛК "Умиат"
Перевозчиков хотят просто на колени поставить! И так уже измываются как хотят — ставки за перевозки из года в год не то что не растут, а падают. И плюс к этому еще придумывают тахографы. Я, например, везу с карьера щебень, один рейс у меня занимает 15 часов. Что прикажете делать, если у меня водитель теперь по новым правилам должен просто выключить двигатель и лечь где–то в лесу спать? Либо я должен тогда сажать двух водителей. Соответственно, я должен либо увеличить затраты на оплату труда, либо уменьшить водителям зарплату, за которую они просто работать не будут.
Алексей Нешитов
генеральный директор ООО "АТП"