"Деловой Петербург". Бонусы освободили от налога

Автор фото: Байгушева Антонина

Владельцы банковских, дисконтных и иных карт не обязаны платить налоги с полученных бонусов. Высший арбитражный суд России (ВАС) не признал такие "подарки" доходами граждан.

Различные привилегии (скидки, розыгрыши и т. д.) своим клиентам обещают почти все кредитные организации. В первую очередь бонусы предоставляются тем, кто открывает большие вклады на выгодных банку условиях, а также пользователям так называемых кобрендинговых (партнерских) продуктов.
Например, оплачивая любые покупки пластиковыми картами, их владельцы копят призовые "мили", дающие возможность впоследствии получить бесплатный билет соответствующей авиакомпании или поездку по железной дороге либо повысить класс обслуживания.
Однако такие привилегии фискальное ведомство порой рассматривает как доход граждан, требуя уплатить с него 13%–ный налог.

Размер имеет значение

Судебный спор разгорелся вокруг бонусов, предоставляемых Ситибанком владельцам карт Citigold. Клиенты, среднемесячный остаток на счетах которых превышал установленный лимит, могли бесплатно пользоваться бизнес–залами аэропортов, в том числе петербургского Пулково. Услуги самого аэровокзала (от 610 до 1040 рублей с пассажира) оплачивались банком.
По мнению юристов банка, бонусы фактически выплачиваются взамен процентных доходов, которые держатели привилегированного пакета получают по низким относительно обычных вкладчиков ставкам или не получают вообще. Ведь по условиям договора участник премиальной программы должен поддерживать среднемесячный остаток на счете в сумме не менее 1,3 млн рублей. Отдав свои накопления в другой банк под среднерыночный процент, вкладчик мог бы ежемесячно получать не менее 12 тыс. рублей, а, держа их на сберегательном счете в самом Ситибанке, получает максимум 2,4 тыс. Разница легко компенсирует все возможные бонусы.
Налоговики расценили такие "подарки" как подлежащий налогообложению доход клиентов в натуральной форме, о котором кредитная организация обязана была сообщать в фискальное ведомство. Ведь законодательство обязывает выплачивать проценты в фиксированной, установленной договором сумме, а не в виде неопределенных по объему услуг (кредитная организация заранее не знает, кто из клиентов, когда и сколько раз воспользуется бизнес–залом или иными привилегиями).

Бесплатный сыр

Служители Фемиды разошлись во мнениях: первая и апелляционная инстанции арбитражного суда поддержали доводы банка, кассационная коллегия приняла решение в пользу налоговиков. Юристам Ситибанка удалось добиться рассмотрения дела в ВАС, президиум которого в минувший вторник принял решение в пользу кредитной организации.
Эксперты считают вердикт высшей инстанции прецедентным и касающимся не только банков, но и всех, кто выплачивает и получает различные бонусы. По словам управляющего партнера Агентства налоговых поверенных Алексея Куликова, в некоторых случаях под доходом налоговики понимали даже бесплатно раздаваемые рекламные каталоги. "Низкий поклон Ситибанку, что он добился такого решения", — говорит эксперт.
Если бы тяжба закончилась в пользу фискальных органов, многие клиенты банков вынуждены были бы не только платить налог с бонусов, но и включать их в ежегодную декларацию. Причем, получив сведения о "подарках" (стоимости посещений бизнес–залов, "милей" авиаперелетов и пр.), налоговики могли привлечь граждан к ответственности за сокрытие налога и непредставление декларации, что влечет за собой штраф минимум 1 тыс. рублей плюс пени. Первыми под удар попали бы 356 клиентов Ситибанка, воспользовавшихся гарантированными программой Citigold возможностями.
Президент Ассоциации банков Северо–Запада Владимир Джикович убежден в абсурдности требований фискальных органов: "Очевидно, что клиенты не будут указывать мифические бонусы (мили и т. д.) в декларации, и отловить таких граждан практически невозможно".

От фискалов не скрыться

Используемую Ситибанком и исследованную служителями Фемиды технологию взаимодействия с партнерами применяют и другие банки. "Бонусные билеты, которые получают от авиакомпаний держатели кобрендинговых карт за набранные мили, оплачивают банки, — поясняют в пресс–службе банка "ВТБ 24". — Точно по такой же схеме строится, скажем, и взаимодействие с РЖД. Но никаких налогов с клиентов, получивших бонусные поездки, не удерживается. Вместе с тем наш банк прорабатывал варианты сохранения дополнительных сервисов и партнерских предложений для клиентов банка в случае принятия решения по данному делу не в пользу наших коллег из Ситибанка.
На наш взгляд, решение ВАС очень важное и разумное, так как программы лояльности и развитие дополнительных сервисов в целом уже стали неотъемлемой частью банковского обслуживания".
Представители других кредитных организаций уклонились от комментариев. Причем большинство опрошенных банков не отрицает, что сообщает налоговикам о каждом получившем бонус клиенте. Например, по утверждению Романа Виаса из банка "Открытие", вся "налоговая отчетность отправляется в уполномоченные органы в соответствии с законодательством".