"Деловой Петербург". Количество зарегистрированных такси в Петербурге превысило 10 тысяч

Автор фото: Волков Павел

Крупные петербургские таксомоторные компании требуют ужесточить контроль за индивидуальными перевозчиками. Существующие законы сдерживают развитие крупных компаний.

Количество зарегистрированных такси в Петербурге растет с каждым годом, при этом емкость рынка не меняется. В 2012 году количество легальных извозчиков возросло на 70% — в начале 2012 года по дорогам города ездило 6 тыс. таксистов, а к 2013 году их число перевалило за 10 тыс. В то же время совокупный спрос на услуги такси, по оценкам экспертов, в 2012 году, как и в предыдущие годы, составил 1,8 млрд рублей.

Премиальный заход

Конкуренция на рынке усиливается как за счет появления новых компаний, так и за счет частных перевозчиков — граждан, купивших автомобиль не только для личного пользования, но и для перевозки пассажиров за плату.
Новые компании, как правило, появляются в дорогом, премиальном секторе рынка, где стоимость услуг извозчика стартует с 60 рублей за 1 км. Фирмы стараются предложить клиентам стандартную услугу, используют автомобили одной марки. Например, заказав такси "Командир", клиент гарантированно поедет на "Мерседесе". В марте этого года ООО "Эйр Такси", заключив лицензионное соглашение с Авиакомпанией Россия, запустила проект такси "Россия".
В парке компании пока 20 лизинговых Toyota Сamry. Основатель компании Сергей Симанчев делает ставку на качество обслуживания. "Большинство служб такси привлекают частных подрядчиков, и пассажир не может быть уверен в том, что за ним приедет автомобиль именно той марки, которую ему обещали, и в том, что водитель будет опрятен", — отмечает Сергей Симанчев.
За меньшую цену проезда (30–60 рублей за 1 км) клиент может рассчитывать, что его довезут из пункта А в пункт Б на подержанной иномарке. В этом секторе рынка разворачивается сильнейшая конкурентная борьба между компаниями, получившими разрешение на извоз в комитете по транспорту, легальными частными извозчиками (8 тыс.) и нелегальными таксистами, как правило гастарбайтерами. Их число, по экспертным оценкам, достигает 15 тыс. Они контролируют примерно 60% рынка.
По мнению Алексея Эвентова , владельца "Такси 6000000", увеличение количества зарегистрированных такси говорит лишь о легализации тех, кто раньше работал нелегально.
"В целом рынок стоит на месте, так как платежеспособность населения не увеличивается", — отмечает Эвентов.

Закон что дышло

Обычно индивидуальные предприниматели (ИП) работают под брендами крупных диспетчерских служб, таких как "Такси везет" и "Новое желтое такси". Зачастую достаточно выплатить авансом диспетчерской службе ее вознаграждение в 2–3 тыс. рублей, и она будет направлять заказы таксисту–индивидуалу.
Крупнейшие таксомоторные компании Петербурга (ООО "Такси 6000000", ООО "Такси 7000000", ГК "Петербургское такси 068" — их парк насчитывает около 500 машин) недовольны сложившейся ситуацией на рынке.
Они надеялись победить мелких конкурентов с помощью вступившего в силу с 1 января 2012 года федерального закона №69, ужесточившего требования к перевозчикам — наличие опознавательных знаков такси, таксометра и т. п.
Однако появление этого закона не изменило ситуации на рынке, а точнее крупным компаниям стало работать еще сложнее. "Крупные компании комитет по транспорту проверяет регулярно, а на индивидуальных предпринимателей не обращает внимания. Недавно комитет опубликовал план проверок на этот год, и я не нашел там ни одного индивидуального предпринимателя", — посетовал директор Ассоциации таксомоторного транспорта Юрий Вейков.
В результате крупным компаниям под страхом больших штрафов приходится выполнять все требования, что увеличивает их издержки.
"Получается, что принятый закон сдерживает наше развитие — если бы не он, мы смогли бы значительно больше увеличить парк", — говорит коммерческий директор "Петербургского такси 068" Виктор Соловьев.
По словам Юрия Вейкова, индивидуальные перевозчики зачастую не стремятся выполнять обязательные для них требования. "А некоторые и вовсе не платят налоги, закрывая ИП сразу после получения разрешения", — констатирует Юрий Вейков.

Тщетные попытки

Участники рынка уверены, что ситуацию исправить вполне реально. "Например, можно создать процедуру отзыва лицензии на перевозки", — предлагает Виктор Соловьев.
В настоящее время представители компаний пытаются активно работать с депутатами ЗС, которые уже длительное время разрабатывают городской закон "О легковом такси", но пока безрезультатно.
Деятельность диспетчерских по вызову такси иногда действительно можно назвать серой. Зачастую они не имеют своего собственного автомобильного парка и часто применяют различные схемы по уходу от налогов. Но при этом назвать их работу нелегальной нельзя. Это касается лишь отдельных перевозчиков, которые оказывают услугу без какого–либо разрешения. Тем не менее претензии у Федеральной антимонопольной службы к диспетчерским службам все же есть. Сейчас мы рассматриваем большое количество жалоб от петербуржцев, которые без своего согласия получают рекламные sms–рассылки. И хотя среди отправителей есть и службы доставки пиццы, и представители других видов услуг, подавляющее число касается именно диспетчерских служб такси. Также у нас могут возникнуть вопросы к таксистам, которые размещают рекламу своих услуг на кузове своего автомобиля без разрешения на эту деятельность.
Александр Беляев
руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт–Петербургу