"Деловой Петербург". Будут ли навязывать Петербургу религиозный фундаментализм

Открытие выставки Icons в "Ткачах" прошло без каких–либо происшествий. Пост начальника управления культуры, пустовавший почти год, получил Василий Панкратов. Смольный отказывается от ручного управления культурой и переходит к нормальному режиму.

Последний год руководство города много и оправданно критиковали. Падает инвестиционная привлекательность Петербурга. Заморожено несколько важных инфраструктурных проектов, ничего взамен не предложено. В правительстве кадровая чехарда. Вопросы не решаются, попасть на прием к губернатору невозможно, и т. д.
Но главный репутационный ущерб происходил от неуклюжих действий городского правительства в области культуры. Фактически сорван Петербургский кинофестиваль. Театральная реформа отменена, не начавшись. Комплексная реконструкция центра зависла. Никакой программы, никаких новых идей. И это на фоне бурной деятельности Сергея Капкова в Москве: две столицы, две реальности.
Но даже не это пробуксовывание волновало общественное мнение. Пришедшее на смену команде Валентины Матвиенко правительство состоит из людей зачастую неизвестных городу, но сплоченных единой идеологией. Нами руководят люди не просто истово верующие, но и принадлежащие к особому ответвлению православия, его афонскому толку. Ничего противоречащего закону в этом явлении нет, но вера — дело личное. И, когда огромному городу силой навязывается определенная стилистика, это, естественно, вызывает у многих опаску и отторжение.
Одновременно, попадая в резонанс со Смольным, появляются и другие заметные всей стране ньюсмейкеры. Раскаявшийся баптист и демократ Виталий Милонов начинает борьбу с геями, абортами и светским образованием. Он на всех каналах, во всех газетах. Именно его ответственный за идеологию вице–губернатор Василий Кичеджи называет одним из лучших депутатов ЗС.
Губернатор и его заместитель Игорь Дивинский всячески покровительствуют казакам. Странно, казаки — насельники Дона, Кубани, Уссури, но не Невы. Ничего страшного, любят люди степное разнотравье, свист нагайки, кубанки и газыри.
Однако тут же появляются некие самозваные господа, выдающие себя за казаков. Возглавляет их гатчинский рок–музыкант Анатолий Артюх. Начинается скандал с музеем современного искусства "Эрарта" и спектаклем "Лолита", избиение администратора, граффити и бросание бутылок в музей Набокова. И, наконец, атака на Эрмитаж с публичными оскорблениями Михаила Пиотровского.
Заметим: все лидеры новейшего православного "талибана" — неофиты. Офицеры КГБ, члены партии, поклонники брит–попа или демократы первой волны. Заставь молиться — начнут лоб разшибать. Это характерно не только для православия, но и, например, для иудаизма: вспомним недавний распиаренный поход в синайскую пустыню Михаила Фридмана, Германа Хана и других олигархов.
Все эти события вместе похожи на спланированный мракобесный переворот. И, естественно, на такое новое Средневековье откликается вся местная и зарубежная пресса. Город зарабатывает репутацию русского Тегерана.
Не думаю, чтобы все это входило в планы Георгия Полтавченко, человека служилого и осторожного. И, по–видимому, он решает поменять имидж. У Дивинского отнимают казаков, выставку Гельмана охраняет милиция, и никаких инцидентов там не происходит. Попытка взять Апраксин двор на голос проваливается.
Отменена закупка книги Георгия Михайлова о том, что русские появились задолго до древних египтян, а лучшим правителем страны был Иван Грозный.
На пост главы Управления культуры назначают Василия Панкратова — выпускника литературного института, опытного музейщика, работавшего в Петропавловке и Гатчине и тесно связанного с находящимся на Заячьем острове фондом современного искусства PRO ARTE.
Попытка навязать вполне светскому городу религиозный фундаментализм отменена. Или отложена?