"Деловой Петербург". Выставка "Колдовских художников" в галерее "Эрарта"

Автор фото: vk.com/kolhui

 Выставка художественной секты "Колдовские художники" (КОЛХУи) "ЛЕНЭНЭРБЕ" проходит в галерее "Эрарта". Это проект группы "НОМ", музыкантов которой своими учителями называет сам Сергей Шнуров. Ветераны петербургского авангарда на этот раз изучают русскую эзотерику.

Секта — ответвление знаменитой петербургской музыкальной группы "НОМ", придумавшей свой пародийно–сюрреалистический образ нашей родины и наших современников.
Их музыка, кино и живопись — не прямое высказывание, а то, что в литературе называется "сказом": Козьма Прутков, Зощенко, Хармс.
Не случайно Сергей Шнуров называет музыкантов "НОМа" своими учителями.
Самый известный из "колдовских художников" — Николай Копейкин, чьи живописные серии давно разошлись на пословицы и поговорки.
На этот раз предметом рассмотрения стала русская эзотерика. Отсюда и название, рифмующееся со знаменитым немецким обществом Аненербе, занимавшимся поисками Святого Грааля, Атлантиды (ее нашли на острове Гельголанд), и экспедициями на Тибет, в Карелию, Исландию в поисках арийских предков.
Главной задачей общества, которое в конце концов возглавил Генрих Гиммлер, было создание новой религии для немцев. В том, что эта и схожие с ними идеи популярны в нынешней России, легко убедиться, скажем, из трудов известного "евразийца" Александра Дугина. Он называет создателя Аннербе Вольфрама Зиверса "человеком, увеличившим историю человечества на 12 тыс. лет — самым замалчиваемым гением эпохи, открывателем первоязыка человечества, реконструировавшего письменность золотого века паладином высокого Норда".
Ну и наши Блаватская, Рерих, Фоменко и другие эзотерики стали частью современной популярной культуры. Отдел эзотерики — самый популярный в любом большом книжном магазине.
Вот про это новый выставочный портрет "Колдовских художников". Тут тебе и результаты археологических раскопок, открывающих на территории России другую, гораздо более старинную цивилизацию, и портрет Владимира Путина — пришельца, и НЛО над Дворцовой площадью.
Щедро эксплуатируется городской миф — с экрана непрерывно вещает Александр Невзоров, под воздействием магических сил разводятся петербургские мосты, архитектура пропитана "тайным знанием", в метро и канализации живут таинственные антропоморфные существа, а за пролетом космического корабля пришельцев наблюдают петербургские казаки.
Как пишут устроители, "выставка "ЛЕНЭНЭРБЕ" следует основной задаче художественной секты: разочаровывание обывателя, очарованного потоком околонаучных фактов, псевдокультурных ценностей, квазиплодотворных идей или политических лжетеорий, в изобилии поставляемых средствами массовой информации и не только ими".
Современный политический контекст делает выставку остроактуальной. Это уклон нынешнего городского руководства в афонский "исихазм" — мистическое православие, доведшее Грецию и Кипр до дефолта.
Появление самозваных казаков, кадящих в Эрмитаже и борющихся с Набоковым. Издание за городской счет книги, где история России начинается задолго до законов Хаммурапи.
Но, даже если не вдаваться во все эти многочисленные контексты, выставка невероятно красочна, изобретательна, увлекательна и забавна.