"Деловой Петербург". Бизнес на социальной ответственности

"ДП" разыскал нескольких петербургских предпринимателей, которые трактуют термин win-win на свой лад: зарабатывая для себя, они говорят, что делают добрые дела и для других: инвалидов, пожилых и беременных.

Путешествия инвалидов

Наталья Гаспарян и Мария Бондарь первыми в России 8 лет назад открыли туристическую компанию "Либерти", специализирующуюся на работе с инвалидами–колясочниками. Решение было осознанным: когда–то в детстве Наталья и Мария получили травмы спины, а потом долго проходили реабилитацию. Преодолев немало трудностей и оставаясь по–прежнему единственной компанией такого рода в стране, предпринимательницы понемногу меняют отношение города к инвалидам.
Когда–то они привозили группы туристов–инвалидов к Спасу на Крови и водитель их автобуса каждый раз самостоятельно выгружал 40–килограммовый помост для въезда туристов–колясочников в музей. Со временем администрация музея сделала такой въезд сама. Затем пандусы появились и в некоторых других музеях Петербурга.
Самая большая проблема у "Либерти" сейчас — петербургские гостиницы. По словам руководителя туристических групп "Либерти" Ольги Дудник, некоторые гостиницы переоборудуют специализированные номера для туристов–инвалидов, в которых есть те же пандусы, поручни, просторные ванные комнаты и широкие дверные проемы. Отельерам содержать такие номера невыгодно: инвалиды есть не всегда, а обычные туристы не слишком жалуют такие комнаты. В крупных гостиницах, таких как "Астория", "Европа", есть по одному – два номера для инвалидов. "Семь номеров есть в гостинице "Петропалас", и вот их–то и хотели закрыть, но мы отстояли, — говорит Ольга Дудник. — Еще есть шесть номеров у "Холидей Инн", и мы им очень благодарны за то, что отель их сохраняет".
Теперь для того, чтобы ни от кого не зависеть, владелицы "Либерти" решили построить в Петербурге собственную гостиницу для инвалидов. Примером для них стал Берлин, где уже работает подобный отель. Предполагается, что в Петербурге это будет хостел площадью примерно 500 м2. Для его строительства требуется 20 млн рублей. Наталья Гаспарян и Мария Бондарь заняты поиском инвесторов и очень рассчитывают, что смогут осуществить проект в партнерстве с местными властями, ведь такой отель, по их мнению, будет работать на имидж Петербурга.
"А пока с российскими туристами мы работаем по себестоимости либо в убыток, — вздыхает Наталья Гаспарян. — Прибыльно эти туры не продать. Стоимость объективно получается высокой, так как туризм не массовый". Бизнес развивается с трудом, в последнее время компания обслуживает около 500 инвалидов в год.
Инвалидный туризм вообще очень специфичен. По словам Натальи, он еще в большей степени подвержен сезонности: инвалиды очень мерзнут зимой. Больше всего в Петербург приезжает американцев. В выездном туризме по–прежнему популярны недельные туры в Париж и паромный тур Хельсинки — Стокгольм — Таллин.
"Все непросто, крупные туроператоры и перевозчики любят говорить о социальной ответственности, но на деле добиться от них обычных скидок получается не чаще чем раз в пятилетку. Но мы не собираемся останавливаться", — улыбается Наталья.

Дом для пожилых

Несколько известных петербургских предпринимателей: рестораторы Леонид Ноткин, Александр Шмидт, девелоперы Алексей Гнесин и Аркадий Пекаревский, а также президент Национальной ассоциации автоматизированной торговли Борис Белоцерковский — решили построить под Петербургом Дом для пожилых. Их партнером в проекте стал еврейский благотворительный центр "Хэсэд Авраам", который возглавляет Леонид Колтон.
Описание будущего дома настолько резко контрастирует с тем, что можно увидеть в российских домах престарелых, что кажется чистой утопией: лифты для кроватей и колясок, специальные противопролежневые матрасы, пространство для спортивных и рукодельных занятий, кружков по интересам, лекций и прочая, и прочая, и прочая. Такие дома есть в Германии, Швейцарии, Израиле, США, Турции. Где–то это частный бизнес, где–то — частно–государственное партнерство. Предполагается, что часть людей будет жить в Доме для пожилых на благотворительных началах, часть — будет платить деньги.
В итоге авторы проекта планируют, что дом будет приносить своим инвесторам вполне реальные дивиденды, не меньше средних банковских процентов. В бизнес–плане стоит цифра 12%.
"Собственно с самого начала проект носил характер благотворительного, — говорит Леонид Ноткин, — но впоследствии, когда на него было потрачено столько усилий и времени, мы поняли, что он может быть, как во многих цивилизованных странах, именно бизнес–проектом. Тогда еще не было этой модной нынче темы социального предпринимательства, но со временем это совпало с трендом". Сейчас в проекте 10 инвесторов. И он открыт для новых участников, так как глобальная идея проекта — сделать его народным.
Тех, кому за 75 лет, в городе почти 300 тыс. Сейчас про жизнь пожилого человека в Петербурге вряд ли можно сказать много хорошего. Хорошо, если есть родственники, способные заботиться о них. А если нет? Любая бытовая проблема зачастую становится непреодолимой: сходить в магазин, дойти до врача, купить лекарство, приготовить обед. В России нет культуры старения, говорит Сергей Захаров, руководитель проекта "Дом для пожилых": "Выйдя на пенсию, люди становятся обузой обществу".
В работе на проектом предприниматели и "Хэсэд Авраам" уже прошли огонь, воду и медные трубы. Два года назад постановлением правительства Петербурга был выделен участок в поселке Песочный площадью 8 тыс. м2. Но большая часть времени и усилий ушла не на проектирование здание и сбор денег, а на преодоление бюрократических трудностей — участок оказался частично занятым, и понадобилось несколько судебных заседаний, чтобы отстоять права на землю. Этой весной вице–губернатор Игорь Дивинский согласовал проект, и теперь Ноткин со товарищи могут двигаться дальше.
В нынешнем виде Дом для пожилых — 4 тыс. м2, на которых смогут жить 160 постояльцев. Потратить на здание планируется 6 млн евро, из них объем вложений инвесторов — до 70%. Остальную сумму составят пожертвования как частных петербургских благотворителей, так и ряда российских и зарубежных фондов.
"Это российский проект, российский бизнес, — подчеркивает Леонид Ноткин, — используется иностранный опыт: такие дома — частные и частно–государственные проекты успешно и грамотно работают во всем мире".
При этом инвесторы получают доход — средний, банковский. Это совсем не противоречит социальному назначению проекта. Это и есть социальное предпринимательство.
Если проект окажется удачным, возникнут другие дома для пожилых и в других городах России.
"А еще мы шутим, — рассказывает Леонид Ноткин, — мы все (инвесторы. — Ред.) наконец встретимся там и, может быть, проведем наши лучшие годы".

Для пап и мам

Елена и Николай Сусоровы, владельцы компании "МедиаГлобус", несколько лет назад придумали очень простую вещь — построить бизнес на помощи будущим родителям. Причем помощи бесплатной.
Сначала они открыли "Мамин журнал" и "Папин журнал". "Папин журнал" стал первым не только в России, но и в Европе периодическим печатным журналом для отцов.
Елена и Николай изначально пошли путем, отличным от многих других изданий. Оценив затраты на логистику и присутствие на полках газетных ларьков, они придумали, а главное, осуществили на практике свою систему распространения. Теперь знакомство с журналом у целевой аудитории происходит в момент постановки на учет по беременности (каждый месяц на учет в Петербурге становится примерно 3,5 тыс. беременных). Для начала с согласия комитета по здравоохранению супруги обошли 45 женских консультаций. Теперь каждая будущая мама, вставшая на учет по беременности до 12 недель, получает в качестве подарка подписку на "Мамин журнал" и "Папин журнал" и приглашение посещать занятия в одном из семи центров по программе "Ответственное материнство и отцовство", которые тоже организует "МедиаГлобус". Занятия также бесплатны для клиентов. А услуги лекторов — специалистов — и аренду залов оплачивают спонсоры, они же рекламодатели журнала. Их сейчас порядка 30, как правило, это производители и продавцы товаров и услуг для новорожденных.
"Врачи на приемах загружены. А у будущей мамы, особенно ждущей первенца, огромное количество вопросов. Мы взяли на себя задачу отвечать на них, приглашая грамотных консультантов, формируя у будущих родителей критическое мышление, а не слепое доверие всему, что публикуют в Интернете", — говорит Елена. Темы занятий "МедиаГлобус" согласует с педиатрами, акушерами и психологами. "Все делается в содружестве с комитетом по здравоохранению, — уверяет Елена. — Планы лекций строго прописаны и соблюдаются всеми преподавателями беспрекословно, никакой самодеятельности". Всего с 2009 года в программе приняли участие около 40 тыс. человек. Супруги Сусоровы довольны, что от желающих стать спонсорами программы у них нет отбоя (формат занятий разрешает подарки слушателям и небольшие презентации). "Мы имеем возможность выбирать крупные, проверенные компании", — радуется Николай.
Теперь Елена и Николай мечтают о собственном центре поддержки социального предпринимательства, конкурс на который объявило Министерство экономического развития. На такой центр из федерального бюджета можно получить до 10 млн рублей.