"Деловой Петербург". ФАС настаивает на ликвидации ГУПов в конкурентных сферах

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов

Руководитель петербургского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Александр Беляев предложил КУГИ Петербурга разработать программу приватизации принадлежащих городу предприятий. В государственной собственности должны остаться только естественные монополисты и ГУП "Мостотрест".

Большинство рыночных ГУПов (например, гостиницы и т. д.) Смольный приватизировал еще в конце 1990–х годов. Сейчас, по данным КУГИ, в реестре собственности Петербурга числится 63 госпредприятия. По мнению Александра Беляева, в государственной собственности могут остаться только естественные монополисты, в том числе "Водоканал", ТЭК и т. д.
Кроме того, местное УФАС считает нужным сделать исключение в отношении ГУП "Мостотрест", которое занимается разводкой петербургских мостов. "Если отдадим их частникам, еще и за проезд придется платить", — говорит Александр Беляев.
Предложение о приватизации ГУПов является прямым следствием давнего спора антимонопольщиков с чиновниками о лишении подведомственных Смольному предприятий эксклюзивных прав на получение госконтрактов.
Например, праздничным оформлением Петербурга по умолчанию занимается ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ГЦРР), договоры на транспортное обслуживание чиновников без всяких конкурсов заключаются с ГУП "Автотранспортное предприятие "Смольнинское", питание официальным делегациям поставляет ведомственный комбинат и т. д.
Арбитражный суд уже признал такую политику незаконной, подтвердив, что все эти рынки являются конкурентными. Но губернатор пока игнорировал обязательное для него предписание о внесении поправок в городской закон.

Продавай или объясняй

Проект закона о приватизации ГУПов разработала депутат городского парламента Марина Шишкина.
Депутат поддерживает инициативу УФАС и апеллирует к одобренной президентским советом концепции развития гражданского законодательства, которая рекомендует постепенно заменить ГУПы другими видами коммерческих организаций. Допустимым в перспективе признается сохранение существования лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики.
Сами руководители ГУПов неоднозначно оценивают инициативу антимонопольной службы и депутата. Так, директор автотранспортного предприятия "Смольнинское" Александр Гашков убежден в неэффективности приватизации: "Мы занимаемся транспортным обслуживанием органов власти по государственным расценкам, которые однозначно ниже рыночных". При этом он затруднился оценить перспективы конкуренции за госзаказ с частными перевозчиками.
Глава ГУП "ВЦКП" Василий Федотов говорит, что госпредприятия часто выполняют функции, которые сложно передать частным компаниям.
"Чаще всего госпредприятие находится в административно–рыночной среде. Так, примерно треть сотрудников нашего предприятия — инспекторы, занимающиеся оформлением субсидий. Вычислительных центров может быть много, но что будет делать власть, например, при массовом обращении граждан?"

Опасная составляющая

"ГУП позволяет извлекать доходы из госимущества. Всегда удобно быть директором государственного предприятия. Закон о публичных закупках ГУПами оказался пустым, так как нет санкций за его невыполнение", — констатирует Александр Беляев.
Тотальную проверку всех городских ГУПов планируется провести уже в этом году. Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности предстоит проинспектировать не только финансовые показатели предприятий, но и выявить факты неправомерного использования государственного имущества. Заместитель председателя КУГИ Владимир Филановский говорит, что комитет вместе с отраслевыми органами исполнительной власти уже работает над списком ГУПов, которые впоследствии упразднят.