"Деловой Петербург". Особняк Демидова передают от Союза композиторов представительству Казахстана

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Особняк Демидова на Большой Морской ул., 45, передают представительству Казахстана в Петербурге. Еще один творческий союз покидает свое историческое здание. 

У Республики Казахстан уже есть свое консульство в Петербурге, размещается в Виленском пер. Но вот, оказалось — мало. И город идет навстречу дружественным казахам: забирайте наш Союз композиторов, он нам не нужен. Ни концертный зал, ни ресторан, ни музыкальные студии, ни нотная библиотека, ни память о Дмитрии Шостаковиче, Борисе Тищенко, Андрее Петрове. А Олег Коровайчук и Леонид Десятников как–нибудь перебьются, выпьют кофе на Невском.
Шереметевский дворец, где обитали писатели, сгорел в подозрительном пожаре 1993 года. Союз журналистов вот уже лет десять на перманентном ремонте. Слава богу, пока остается свой кров у кинематографистов, художников и архитекторов.
Огюст Монферран строил особняк для себя. Старался. Над колоннадой в правой одноэтажной части здания три горельефа: "Франциск I у умирающего Леонардо", "Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра" и "Карл I подает Тициану кисть". Монферран символически ставит себя в ряд великих деятелей искусства, а своего главного заказчика Николая I сравнивает с ренессансными меценатами.
Что ж, в Смольном нет ни Павла III, ни Карла I, ни Франциска I. Наши начальники, конечно, ходят на выставку Ильи Глазунова и в Театр эстрады, но в искусствах в общем не разбираются и о них не радеют. Кстати, в отличие от казахов, чей союз композиторов как был, так и остается в самом центре Алма–Аты, в одном здании с Музеем Динмухамеда Кунаева.
В Петербурге не осталось дворцов культуры. В Доме работников просвещения — непонятно кому подчиняющийся Юсуповский дворец. Нет своего дома и у врачей (раньше им был Шуваловский дворец). Проданы или сдаются в аренду заводские дома культуры и клубы. В обществе "Знание" квартирует частный вуз. При этом мы все время слышим речи о каких–то новых креативных пространствах, культурных центрах, городе для горожан, музее для детей. Видимо, все же деятельность Сергея Собянина и Сергея Капкова в Москве заставляет имитировать деятельность, демонстративно тянуться к светлому.
Творческие союзы, какими задумывал их Сталин, предоставляли "социальный пакет" творческой интеллигенции. Он включал в себя и высокие гонорары, и возможность издаваться, выставляться, записывать пластинки. Деятели культуры отдыхали в домах творчества и собирались в своих клубах — с библиотекой, бильярдом, рестораном. Нынешнему городскому руководству лабухи и бумагомараки особенно ни к чему, эти люди не понимают: единственными конкурентными преимуществами страны являются недра и русская культура, культуру надо пестовать и подкармливать, как спорт высоких достижений.
Тем более что дворцы творчества всегда давали молодежи возможность общения с мэтрами, соглашалось ли с ними новое поколение или выбирало свой путь. Это были своеобразные инкубаторы с чтениями, выставками, спектаклями, премьерными показами и творческими конкурсами. Культура, конечно, сама о себе позаботится, даже если закрывать дворцы творчества и отказывать в финансировании Володинскому фестивалю и "Посланию к человеку". На Васильевском острове открылись два негосударственных музея современного искусства. Что–то кипит в "Этажах" и "Ткачах", маленьких частных клубах и галереях.
Высокомерное пренебрежение к годами нажитым культурным ценностям и институциям показывает, какая у нас провинциальная, недостойная великого города исполнительная власть.