Дачка, тачка и собачка канули в Лету

Автор фото: Яна Романова

 Рестораны перестают быть местом, куда заглядывают только по праздникам, как это было еще 10–15 лет назад, отмечают рестораторы.

"В последнее время часто наблюдаю такую картину: офисные сотрудницы в понедельник, стоя на крылечке бизнес–центра, обсуждают, кто в какие рестораны ходил в выходные, — делится своими наблюдениями петербургский ресторатор Леонид Затуливетров (ресторан Du Nord и др.). — Теперь поужинать или пообедать 2–3 раза в неделю — это показатель не красивой, а правильной, успешной жизни".

Зайдем в ресторан

С тех пор как в Петербурге в начале 1990–х стали открываться первые приличные по качеству семейно–кооперативные рестораны, в которых еда отличалась от советского общепита, изменилась не только культура ресторанов, но и стал другим их посетитель, его отношение к предложению "зайдем в ресторан". "В то время, когда это все зарождалось, понятия "поход в ресторан — как образ жизни" не существовало, — вспоминает Леонид Гарбар, президент регионального отделения Федерации рестораторов и отельеров и глава ресторанной группы "Свои в городе" (Stroganoff Steak House и др.). — Посещать такие места в Петербурге еще 20 лет назад было даже опасно!" Там собирались не только кооператоры, работники совместных предприятий, но и бандиты. Вечер в ресторане вполне мог закончиться серьезными неприятностями. И это было, по мнению Леонида Гарбара, одной из причин, почему обычные люди, даже если им позволяли финансы, туда не ходили. Долгое время рестораны воспринимались как место скопления жуликов и прожигателей жизни. Символом успеха считался набор "дачка, тачка и собачка" и в рестораны ходить было незачем, говорит Леонид Затуливетров. "Теперь у многих все это есть. Плюс ездят в Турцию и Египет. Как еще проявить себя?" — рассуждает ресторатор. По его словам, за последние 10 лет петербуржцы в первую очередь ожидали от ресторана красивого интерьера, в частности, туалетных комнат. Кухня была понятием второстепенным, тем более что выбор блюд в заведениях был как под копирку: салат "Цезарь", борщ, суши и т. д. "Сейчас я замечаю робкий, но тренд — посетители начинают обсуждать кухню, — с удовольствием замечает Леонид Затуливетров. — Возможно, вскоре в рестораны будут ходить именно на повара, что очень распространено в западных странах. Но это следующая ступень развития, мы еще только движемся в эту сторону". Окончательно восприятие ресторанов изменится, когда подрастет нынешнее поколение 18–20–летних петербуржцев. Через десяток лет они уже будут ходить не в бар "Жопу" и "Синий Пушкин", а в рестораны с хорошей кухней, говорят рестораторы.

Как и что выбирают

На сегодня в городе, можно сказать, сформировалась культура, когда есть заведения, которые посещают каждый день (для деловых мероприятий), рестораны по случаю (от романтических встреч до празднования юбилеев) и гастрономические рестораны (с именитым шефом и его специальным меню), считает шеф–повар Павел Петров. Особая категория — модные клубные рестораны. Отдельно шеф отмечает фастфуд, так как это теперь, по его мнению, не ценовая группа, а категория, обусловленная пищевой культурой потребителя. Посетители фастфуда вполне могут посещать (и теперь посещают) рестораны средней и средне–высокой ценовых категорий.