"Деловой Петербург". ОАО "РЖД" ведет переговоры с компаниями SRV и NCC о реконструкции Финляндского вокзала по концессионой схеме

ОАО "РЖД" будет привлекать частных инвесторов к проектам реконструкции вокзалов Петербурга. Схему работы с концессионерами обкатают на примере Финляндского вокзала.

Для реконструкции вокзалов Петербурга ОАО "РЖД" будет привлекать инвесторов по концессионной схеме. За основу хотят взять модель, использованную при строительстве центрального участка ЗСД. Пилотным проектом, скорее всего, станет реконструкция Финляндского вокзала, интерес к которому уже проявили два потенциальных инвестора — финский концерн SRV и шведская компания NCC.

Диаметральный подход

О том, что для реконструкции петербургских вокзалов РЖД планирует привлекать частных инвесторов по концессионной схеме, "ДП" сообщил глава Октябрьской железной дороги (ОЖД, филиал ОАО "РЖД") Виктор Степов.
По его словам, программа рассчитана на 5 лет и затронет все пять действующих вокзалов города.
"Проекты еще не выбраны. Но есть архитектурные концепции и принципиальное видение, одобренное губернатором. Сейчас думаем, как соотнести его с генеральной схемой развития Петербурга и наличием денег. Ведь каждый вокзал как город в городе. Если его модернизировать, нужно приводить в порядок и все транспортное окружение", — говорит Виктор Степов.
Схема концессии, по его словам, оптимальный вариант для взаимодействия с инвесторами. К тому же она уже успешно опробована при реконструкции Курского вокзала в Москве.
"Мы хотим взять за основу алгоритм, примененный при строительстве центральной части ЗСД в Петербурге", — говорит Виктор Степов. Напомним, что для этого проекта был создан консорциум "Магистрали Северной столицы", где первую скрипку играет "ВТБ Капитал".
Проект общей стоимостью 120 млрд рублей финансируется за счет гранта из федерального бюджета (около 51 млрд рублей), кредитных средств (60 млрдрублей) и собственных средств акционеров консорциума (около 10 млрд рублей). Эксплуатация дороги будет платной. Планируемая доходность проекта — 15 – 20% годовых.

Неочевидная прибыль

Сумма инвестиций, которые потребуются для реконструкции всех пяти вокзалов Петербурга, пока обсуждается. По словам Виктора Степова, реконструкция только одного Московского вокзала может обойтись в 12 – 30 млрд рублей, "в зависимости от того, какой проект будет выбран, с учетом организации высокоскоростного сообщения".
По оценке Александра Шарапова , главы NAI Becar (компания выполняет функцию технического заказчика в проекте реконструкции Финляндского вокзала, который может стать пилотным в рамках программы РЖД), потребуется от 100 тыс. рублей на каждый 1 м2 вокзальных площадей.
"Так что цена вопроса — минимум 20 млрд рублей. Это только затраты на реконструкцию. Но почти в каждом проекте есть еще и новое строительство. Такое же дорогое", — говорит он и в качестве примера приводит Финляндский вокзал, где, по предварительным расчетам, реконструкция 87 тыс. м2 существующих площадей обойдется в 8,7 млрд рублей, а строительство новых 150 тыс. м2 — в 7 млрд рублей.
По закону полностью отдать вокзальные комплексы в собственность инвесторам нельзя, поскольку это стратегические объекты. "Но часть новых построек в полосах отвода и над железнодорожными путями может быть бизнесу интересна", — говорит Александр Шарапов.
Он подтвердил, что ведет переговоры с потенциальными инвесторами разрабатываемого проекта — шведской компанией NCC и финской SRV — о формах концессии.
"Рассматриваем два варианта — инвестиционный контракт и создание совместного предприятия", — говорит он. Инвесторы, по словам Александра Шарапова, хотят, чтобы РЖД своими силами разрабатывали документацию по проектам, вплоть до получения разрешения на строительство. "Но как это будет на деле, пока не ясно. Концессионные схемы сложны и в России толком не отработаны", — сетует он. "По такой схеме можно реализовывать проекты с очевидной экономической эффективностью. Но в мире окупившиеся проекты реконструкции вокзалов единичны", — предупреждает анонимный источник "ДП".

Условия имеют значение

Потенциальные инвесторы на идею концессии тоже реагируют неоднозначно. "Иностранцев больше привлекают прозрачные схемы, с минимальным участием государства. Мы, инвесторы, принимаем решения быстро. И так же быстро привлекаем финансирование. А госструктуры обычно тормозят процесс своей бюрократией. Поэтому чем их меньше, тем лучше", — говорит гендиректор ООО "Ай–Би–Ай Инвест" (входит в SRV) Микко Седерлунд. "Все зависит от условий концессионного соглашения и сроков возврата инвестиций. Теоретически эта схема может быть интересна иностранцам", — говорит Александр Свинолобов, директор по развитию NCC (правда, комментировать интерес NCC к проекту реконструкции Финляндского вокзала он отказался. — "ДП").
Местные девелоперы, которые могли бы "потянуть" участие в реконструкции вокзалов, тоже отмечают, что все будет зависеть от условий соглашения.
Павел Крупник , советник генерального директора холдинга "Форум", который последние годы управляет Московским вокзалом, говорит, что знает об инициативе РЖД. "Мы находимся в тесном контакте и готовим свои предложения по этому поводу. Готовы к любому партнерству", — говорит он.
"Мы тоже знаем, что РЖД планируют применять концессионные схемы при реконструкции вокзалов. Но официального предложения поучаствовать в конкурсах пока не получали", — сообщил председатель совета директоров ассоциации "Управляющий холдинг "Адамант" Дилявер Меметов.
Кстати, "Адамант" уже участвует в конкурсах РЖД на реконструкцию небольших пригородных станций — их совмещают с торговыми комплексами и потом передают инвестору в управление. У ОЖД в работе 15 таких проектов. В "Адаманте" говорят, что окупаются такие объекты довольно быстро — за 3 – 5 лет.
Эффективность схемы ГЧП в инфраструктурном строительстве подтверждает мировая статистика. Большинство таких проектов реализуются в срок и в рамках заложенных бюджетов (по проектам госзакупок, например, статистика хуже). Идея ГЧП заключается в том, что государство привлекает частного инвестора, который принимает часть рисков на себя. Интерес бизнеса в том, что риски ниже, чем в спекулятивных проектах, в результате ниже и доходность, но она более стабильная и долгосрочная.
Олег Панкратов
Концессия — это элитный инструмент, доступный государству и крупным госкорпорациям. РЖД, безусловно, в их числе. И то, что об этом инструменте задумались, — добрый знак. Но надо понимать, что объект, предлагаемый для концессии, не должен быть дотационным — там должна быть прибыль. Иначе инвесторов он не заинтересует. Я бы пожелал разработчикам проектов реконструкции вокзалов Петербурга обнаружить возможность извлечения прибыли. На мой взгляд, это нереально.
Александр Шабасов
гендиректор Северо–Западной дирекции Минкульта