"Деловой Петербург". Ассоциация "Бетон Северо-Запад" во главе с группой "ЛСР" может взять рынок под свой контроль

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Крупные производители бетона во главе с группой "ЛСР" создают профессиональную ассоциацию. Она будет конкурировать с уже существующей "А–Бетон".

Как стало известно "ДП", в Петербурге создается новая ассоциация производителей бетона и ЖБИ — "Бетон Северо–Запад". Ее учредителями выступили группа "ЛСР", а также компании "Метробетон" и "Беатон", которые сегодня контролируют около 25% регионального бетонного рынка. Главная цель, которую декларируют учредители, — контроль за качеством бетона. Но участники рынка опасаются, что лидеры хотят взять его под полный контроль.

Благое намерение

Ассоциацию "Бетон Северо–Запад" зарегистрируют в Петербурге до конца марта. Как сообщил гендиректор компании "Беатон" Михаил Мосин, это будет некоммерческое партнерство. Компаниям, вступившим в ассоциацию, придется платить членские взносы — 25 тыс. рублей в квартал. "За это они получат площадку для высказываний и статус, который будет своеобразным знаком качества в отрасли", — говорит Михаил Мосин. Ассоциация рассчитывает объединить минимум 30 региональных компаний. "Наша главная цель — сделать бетонный рынок более цивилизованным", — добавили в группе "ЛСР".
Ассоциацию возглавит гендиректор "Метробетона" Владимир Кондратенко. Получить его комментарий не удалось.

Не справились

У бетонщиков региона уже есть корпоративная ассоциация — "А–Бетон". Она была основана в 2006 году по инициативе главы холдинга "Ленстройдеталь" Владимира Филиппова. Но после его трагической смерти летом 2010 года организация, по мнению самих бетонщиков, утратила влияние на рынок.
"В руководстве ассоциации произошел раскол. И сейчас это формальная структура, которая собирает членские взносы, но ничего не делает", — полагают несколько опрошенных участников рынка.
"Низкая эффективность работы "А–Бетона" породила идею альтернативы", — полагает Алексей Белоусов, вице–президент Объединения строителей СПб, куда входит и объединение производителей стройматериалов. Исполнительный директор "А–Бетона" Эдуард Полонуер удивился такой оценке. "Появление конкурента, конечно, затруднит нам жизнь. Но будем судить его позже — по делам", — говорит он.

Тесный рынок

На рынке Петербурга и Ленобласти, по данным компании "Решение", более 70 производителей бетона. Лидером является фирма "ЛСР–Базовые" (около 16%). У трех компаний — "Беатон", "ТСК Бетон" и "Ленстройдеталь" — по 5 – 7% рынка. И еще 10 компаний имеют по 3 – 4% (в их числе "Метробетон").
"Объем бетонного производства в 2012 году вырос на 20% и составил 5,9 млн м3. В этом году прирост не превысит 5%", — говорит руководитель "Решения" Александр Батушанский. Мощности местных игроков более чем в 4 раза превышают потребности рынка. По этой причине конкуренция в сегменте очень высока.
В прошлом году результатом конкурентой борьбы стал провал рынка по ценам. "Из–за действий "ЛСР–Базовые", которая пыталась увеличить рыночную долю, цены снизились на 30% и сейчас составляют 3 тыс. рублей за 1 м3", — констатирует коммерческий директор "Экопрома" Андрей Мукосеев.
"Беда в том, что на фоне снижения цен стала конкурентной продукция заводов, которые мало внимания уделяют качеству. От повторения аммиачных скандалов никто не застрахован", — добавляет гендиректор агентства эффективных закупок "Экспро" Олег Солтанов.
Напомним, что в октябре 2011 года в квартирах только что сданных домов разных строительных фирм обнаружилось превышение допустимой концентрации аммиака в 150–180 раз. По одной из версий причиной стало применение противоморозной добавки. Результаты экспертизы до сих пор не обнародованы.
Сразу несколько опрошенных "ДП" компаний выразили опасение, что ЛСР создает ассоциацию, чтобы контролировать работу конкурентов и влиять на рынок не только в плане качества, но и в плане распределения заказов. В группе "ЛСР" комментировать это предположение отказались.